Брянцевский: азарт, глубина, импровизация! // Газета «Стрела», 26.03.2019

В Театре юных зрителей прошел XX Международный Брянцевский фестиваль, на котором в течение четырех дней показывали сценическое искусство 23 детских коллектива из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Сургута, Мурманска, а также Латвии, Эстонии, Финляндии, Киргизии.

Двадцать лет фестивалю, по возрасту он давно перерос своих участников, учеников младших, средних и старших классов. Куда направлено его сегодняшнее движение?
 
— Фестиваль качественно вырос, мы удивлены тому, какой серьезный рывок сделали коллективы, которые мы наблюдаем в течение нескольких лет, — поделился бессменный член жюри фестиваля, заслуженный артист России Сергей Шелгунов. – Потому ни за что не соглашусь с теми, кто утверждает, что наши дети стали более поверхностны, что им не удается сосредоточиться, заниматься чем-то глубоко. Увлеченных театральным делом ребят в этом никак не заподозрить. Мы увидели, как точно поставлены темы, как психологически верно разработаны характеры и образы персонажей. И как живо и современно умеют юные участники подать и классические вещи, и новую драматургию.
 
Правда, справедливости ради надо сказать, что современных пьес было взято куда меньше, чем классики. Эта тенденция сохраняется неизменно все годы существования фестиваля. Детские коллективы в какой-то мере отражают ситуацию, происходящую в театрах профессиональных, и в этом смысле даже более консервативны.
 
Хочется особо остановиться на спектакле «Гадюка» по одноименной повести Алексея Толстого театра-студии «Синтез» имени Ю. С. Остромухова (режиссеры Полина Андреева и Юлия Попова). Постановка настолько прекрасна, что вполне может конкурировать со спектаклем «Гадюка», который играют на профессиональной сцене в том же ТЮЗе. В тюзовском варианте роль Ольги Зотовой ведут две актрисы. Молодую Зотову играет Анна Мигицко, зрелую – Татьяна Ткач. В спектакле студии «Синтез» тоже возникают две Зотовы, которых играют Татьяна Прыгун и Татьяна Черенкова, однако они различаются не по возрасту, — обе молоды, а представляют разные состояния героини: с одной стороны, нежную, любящую, ранимую, с другой стороны, жесткую, отчаянную, ощетинившуюся. Юным актрисам удается передать и промежуточные состояния Ольги, контрастность сменяется мягкими переходами. В спектакле много экспрессии, ярких актерских работ, иронии, отличной хореографических сцен. Костюмы и декорации исполнены в стиле Малевича и театра Мейерхольда, что точно передает ход и ритм времени. Каждый из актеров исполняет по несколько ролей, за всем чувствуется большая работа и настоящий азарт,  без которого театр немыслим. Спектакль стал одним из трех лауреатов фестиваля. Петербуржцам на этот раз было отдано предпочтение перед другими городами и странами.
 
Лауреатом стал спектакль «Ариадна» петербургского театра-студии современного танца «Шаги» МПЦ «Московский» (подростковый клуб «Звездный»). Отмечен также «Пир во время чумы» театральной студии «Балагуры» ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический».
 
Жюри не могло пройти мимо многих достойных актерских работ клубов и театральных студий и вручило дипломы за яркую творческую индивидуальность большому количеству исполнителей. Среди них и обе Татьяны-Зотовы из «Гадюки», а также Владислав Бакакин за роль Петруччо в спектакле «Укрощение строптивой» Молодёжной театральной студии «Йорик» Дома Культуры национальных обществ г. Резекне (Латвия). Владиславу пришлось на ходу импровизировать с двумя зрительницами из зала.
 
— У нас случилась проблема – заболела актриса, исполнявшая роль Катарины, — рассказала художественный руководитель студии и режиссер Лариса Щукина. – И мы придумали ход – вызывали из зала девушек, и те абсолютно без подготовки вошли в образ Кэт и сумели отлично подыграть нашему Петруччо. Так что нет худа без добра. Теперь у нас есть возможность выбора разных вариантов.
 
Спектакль «Красное яблоко» в исполнении «Театра нашего детства» лицея u2116 1 из села Новопавловка (Киргизия) по рассказу Чингиза Айтматова в постановке Камата Касенова не был отмечен жюри, но абсолютно покорил зал. Романтическая история влюбленного юноши была представлена весьма трогательно, отсылала нас к временам минувшим – наивных и чистых отношений. А может, те времена и не совсем канули в лету, раз бередят в нас ностальгические чувства и неизбывную веру в любовь.
 
— Фестиваль продолжает свое направление – дать подростковым коллективам абсолютную свободу выбора материала, мы не диктуем никому, что нам было бы предпочтительнее видеть на сцене – классику, или новую драму, главное, что мы отмечаем в работах — это оригинальность, яркая индивидуальность, самобытность, — говорит председатель жюри Брянцевского фестиваля, народный артист России Николай Иванов. – Идея поставить спектакль, который мы отметили специальным призом – «Над пропастью во ржи» по Сэлинджеру театральной студии «Это я!театр» школы u2116 12 Василеостровского района – принадлежала самим ребятам. В лауреаты не попала детская опера «Стойкий оловянный солдатик» театра «Сцена на Юровской» из Москвы, но мы отметили солиста Богдана Нагая, который блестяще исполнил партию  Солдатика в этой изящной,  очень хорошо поставленной истории. Вообще уровень работ, которые мы увидели в этом году, нас необычайно порадовал. В них чувствуется профессиональный подход к театральному делу, готовность создателей спектаклей работать азартно и кропотливо. Многие достойные постановки, увы, не получилось показать из-за ограничения во времени, по-хорошему вместо четырех дней фестиваль можно было бы проводить неделю. Это говорит только о том, что уровень Брянцевского вырос, уверен, профессиональному росту спектаклей способствуют наши мастер-классы, на которых общаются педагоги.
 
Елена ДОБРЯКОВА
 



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика