Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

Игорь Шибанов поступил в мастерскую Зиновия Корогодского в 1961 году и уже с третьего курса активно участвовал в спектаклях ТЮЗа. Его знаменитыми постановками стали: «Сказки Пушкина», «Месс-Менд», «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский», «Комедия ошибок», «Трень-Брень». Тонкая, игровая природа, умение чувствовать зал, органичность позволили Игорю Шибанову добиться всенародного признания.

Анализируя работу с Зиновием Корогодским, Игорь Шибанов подчеркивал включенность артистов в процесс создания спектакля, пропитанность каждого общим замыслом, желание творить сообща. Поэтому, даже небольшая сценка из студенческого спектакля, в которой артист с Ириной Соколовой рассказывает сказку «Муха-Цокотуха», полна живости и убедительности: фантазийный на одном дыхании дуэт полон свободы и любви к театру. Кстати, данный сюжет до сих пор можно найти в записи.

В интервью Игорь Шибанов часто упоминает о работе в ТЮЗе как своеобразном подвижничестве: работа с детским залом аккумулирует дополнительные актерские возможности. Желание нести свет и обогащать души юного поколения, искреннее отношение к театру, как к дому, не позволило артисту покинуть ТЮЗ с уходом мастера.

Ответственность за дело, переданная Зиновием Корогодским, приложившим много усилий к формированию зрительного зала, своим ученикам, наполняет артиста до сих пор. Вопросы детства и воспитания человека стали нравственным стержнем Игоря Шибанова. Рассуждая о детском репертуаре, артист замечает, что возраст и сказочность персонажа не имеют никакого значения для работы над ролью: важнее всего мысль, которую проносит персонаж.

Детский репертуар позволяет всегда оставаться на одной волне с подрастающим поколением, не дает быстро взрослеть. Так, Лис из спектакля «Маленький принц» Андрея Андреева был раскрыт через образ одинокого, ласкового героя, для которого самой главной ценностью оказываются человеческие отношения.

В спектакле «Конек-Горбунок», седьмым возобновлением которого занимался Владимир Тодоров, артист играет строптивого, своевольного Царя, который привык себе ни в чем не отказывать. Замечательное хоровое начало пронизывает сказку, а Игорь Шибанов задает верный тон исконно-русскому, народному высказыванию, играя архетипичный образ русского царя.

В спектакле «Поллианна» Игоря Селина Игорь Шибанов исполняет роль положительного персонажа — доктора Чилтона, который восхищается живостью Поллианны, заряжаясь ее энергией и светом. Артист создал трепетный образ доброго, искреннего человека, имеющего свою потаенную мечту.

В другой работе режиссера, «Щелкунчике мастера Дроссельмейера», Игорь Шибанов играет контрастную роль — Мышиного короля, зловещего и пугающего персонажа, всегда возникающего из ниоткуда и воплощающего собой человеческие страхи. Обволакивающий сознание и парализующий внимание герой расширяет вереницу необычных образов артиста.

В этом же спектакле артист играет благоразумного, вкрадчивого, обманчивого доктора Нойна, представителя «здорового сознания» мира буржуазии. Умение артиста представить диапазон характера персонажа позволяет аккумулировать аналитические способности зрителей и подталкивает к размышлениям.

Сразу три роли Игорь Шибанов исполнил в другом спектакле — «Обещание на рассвете» Владимира Гурфинкеля. Обаятельный и точный артист убедителен в каждом образе: старика-поляка по фамилии Пекельный, поверившего в будущую известность главного героя, щедрого продавца круассанов, пожилого воздыхателя Нины, мечтающего об искренней любви. Талант быстрого переключения из одного образа в другой, мастерство перевоплощения и работа по сути всегда отличали художественный дар артиста.

В постановке «В горах мое сердце» Сергея Каргина Игорь Шибанов играл актера Джаспера Мак-Грегора, наполненного философией странничества и романтизма. Его персонаж воплощал тепло и артистизм, умение наполнять людей неземной гармонией и счастьем.

В спектакле Александра Кузина «Бешеные деньги» артист играет Кучумова, легкомысленного, старого врунишку. Это — добротная, обстоятельная роль Игоря Шибанова, в которой он достигает невероятного трагикомизма: игра в увлечение Лидией начинает становиться реальностью.

Другая работа по Александру Островскому представлена в спектакле «Доходное место» Дмитрия Астрахана. Игорь Шибанов исполняет роль Юсова, изворотливого чиновника, чеховского хамелеона. Со своими подчиненными герой становится напыщенным и важным, с начальством пускается в подхалимничество. Пластичный, карикатурный идеолог чиновничьего произвола одновременно является главным шутом, в кураже исполняющим ритуальную пляску среди своих чиновников.

В «Тартюфе» Александра Кузина Игорь Шибанов исполнял главную роль — играл уставшего Тартюфа, опытного обманщика, для которого семейство Оргона становится последним «делом». Умный комедиант, хладнокровный лицемер с восхитительными манерами был пронизан особенным драматизмом: артист играл человека, имеющего свою правду и цепляющегося за жизнь.

В комедийном амплуа артисту нет равных: в спектакле Кристин Жоли «Пыль в глаза» Игорь Шибанов мастерски исполнял роль кондитера Месье Ратинуа. Характерный артист умеет работать со зрительскими эмоциями и добиваться сиюминутной актуальности сцены, балансируя на волнах острого юмора.

В «Капитанской дочке» Григория Козлова артист играл капитана Миронова — истинного патриота, готового отдать себя во имя благой цели и защиты родины. Его образ был пронизан грустью и трепетной теплотой родного дома и любви к близким.

Привязанность к дочери наполняла персонажа внутренней гармонией и счастьем. В спектакле Георгия Цхвиравы «Отцы и дети» Игорь Шибанов играет Павла Петровича — загадочного, с внутренней трагедией персонажа. Его намеренная сдержанность, желание вступить в схватку выдают в нем страстного человека, со своими принципами и жизненным укладом.

Его борьба с новым мировоззрением — в первую очередь, борьба с самим собой. Взаимоотношения отцов и детей вновь раскрываются в спектакле Адольфа Шапиро «Король Лир», где Игорь Шибанов играет верноподданного графа Глостера.

Глубоко потрясенный предательством сына, отчаявшийся персонаж выполнен в самых трагедийных красках. В любимой зрителями постановке «Денискины рассказы» Екатерины Максимовой увалень Мишка сыгран Игорем Шибановым очень точно, с ноткой ностальгии и самоиронии. Артист погружается во внутреннее состояние персонажа, деликатно и с юмором рисуя нелепого мальчишку, смущенно рассказывающего о своих проделках.

Руслан Кудашов пригласил Игоря Шибанова на роль Лепорелло в спектакле «Маленькие трагедии». Мудрый, ленивый, трусливый, живущий заботами Дон Гуана персонаж находится в тесной связке с главным героем. Сочные интонации Игоря Шибанова, удивительная степень комизма позволяют наслаждаться ролью сводника и оруженосца. В злободневной и современной постановке Николая Рощина и Андрея Калинина «Носороги» артист играет нонкомформиста Беранже, уставшего от жизни, но нашедшего в себе силы не сдаваться.

Герой все время колеблется, ищет себя, но не может пойти на уступки со своей совестью. Фильмография Игоря Шибанова насчитывает работу в 55 проектах. В кино артист играл у Алексея Балабанова («Прибытие поезда», «Замок», «Брат», «Трофим», «Про уродов и людей»), Вячеслава Мельникова («Бедный, бедный Павел»), Алексея Учителя («Космос как предчувствие»), запомнился ролью эксперта в сериале «Улица разбитых фонарей».

Прекрасный мастер дубляжа, озвучивший Энтони Хопкинса и Филиппа Нуаре, а так же работавший в диснеевских мультфильмах: «Короле льве» (роль мудрой обезьяны Рафики) и «Красавице и чудовище» (роль Когсворта, обаятельных часов), всегда относился к кино с уважением и интересом, главным своим предназначением считая работу в театре.

Ответственный за сценическую интонацию и внутренний темп спектакля, педантичный артист всегда точен и масштабен. Одаренный пластически и музыкально Игорь Шибанов раскрывает удивительный диапазон актерских возможностей. Легкое, игровое ощущение комического и умение подняться на вершины трагизма пронизывает актера. Безупречное чувство формы и художественного вкуса позволяет играть в спектаклях по мировой литературе, а так же современных постановках.

Для Игоря Шибанова успех общего дела всегда важнее личного, что подчеркивает огромную нравственную силу артиста. Пожелаем юбиляру здоровья, насыщенного диалога с зрительным залом и счастья. Благодарим за трепетное служение театру на протяжении 55 лет!

ЕЛИЗАВЕТА  РОНГИНСКАЯ

 



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика