Надо говорить с детьми на вечные темы // Вечерний Санкт-Петербург, Интервью с директором театра Светланой Лаврецовой

 Театр юных зрителей имени А. А. Брянцева давно сблизил зрителей разных поколений, которым интересно смотреть и знаменитую сказку про Конька-Горбунка (ею в 1922 году открылся театр), и авангардных «Носорогов» по пьесе Ионеско, и классические спектакли. Через два месяца – в день основания театра, 23 февраля, – у его директора Светланы ЛАВРЕЦОВОЙ творческий юбилей: четверть века как она им руководит. 

– Светлана Васильевна, понятно, что театром руководить не просто, а ТЮЗ – театр особенный, он должен учитывать детскую психологию и, как считалось в советское время, воспитывать нового юного зрителя… 
 
– Да, ТЮЗ – порождение советского времени, и ничего плохого в этом нет. Наоборот, тогда был заложен очень хороший педагогический фундамент, основанный на психологии подростка. Ведь наш театр создавался Александром Александровичем Брянцевым вместе с командой педагогов, творческих людей, художников, композиторов, актеров и режиссеров, и его называли «театром детской радости», хотя в его репертуаре были не только сказки, но и русская и зарубежная классика. Здесь всегда ставили Островского и Шекспира, Гоголя и Пушкина, и репертуар разбивался на несколько возрастных групп, которые мы и сейчас стараемся сохранить: младшие школьники, средний и старший школьный возраст, старшеклассники и молодежь. Зиновий Яковлевич Корогодский (художественный руководитель Ленинградского ТЮЗа. – Л. К.) говорил, что мы должны приучать молодых людей ходить в театр, что на сцене они должны видеть своих сверстников, поэтому труппа всегда должна омолаживаться, что, собственно, у нас и происходит. Мы также разработали цикл абонементов для зрителей разного возраста. И еще немаловажно: мы думаем о комфорте зрителей. 
 
– В чем это выражается? – Мы учли ошибки других театров: поменяли кресла, сделав их более узкими, – так, чтобы можно было свободно пройти в середину, не поднимая никого. У кресел два подлокотника, опять же, чтобы было удобнее сидеть. И теперь антрепризные спектакли в обновленный зал тоже любят привозить. Кстати, следующий год – Год театра, и его логотип копирует схему нашего уникального зрительного зала, который создан по принципу античной орхестры. 
 
– Помимо антреприз у вас еще проходят фестивали – «Радуга», например, и на днях вы даже получили специальный диплом «За развитие фестивального движения в Петербурге». Идут и съемки патриотического проекта «Герой нашего времени». В одной из программ, посвященной освоению космоса и гражданской авиации, на сцену ТЮЗа вышли настоящие герои – космонавты, летчики – те, с кого молодежь, по словам председателя ЗакСа Вячеслава Макарова, должна брать пример. Тогда же Вячеслав Серафимович наградил Большой золотой медалью парламента и вдохновителя программы – блокадницу Нину Ивановну Полтавченко, маму бывшего губернатора, ветерана «Аэрофлота», отдавшей гражданской авиации 55 лет жизни…
 
 – Председатель городского парламента и остальные депутаты первыми откликнулись на идею создания этого проекта, сочли его важным для воспитания патриотических настроений, профинансировали его и поддерживают до сих пор. Эта программа необходима. В стране ежедневно совершаются героические поступки, о которых мы ничего не знаем, – будь то мать-героиня, взявшая на воспитание десять детей, или шестиклассник Вадим Изотов, спасший из огня прабабушку. Сегодня мы понимаем, что надо говорить с молодежью постоянно, и через тему о подвигах больше рассказывать о настоящих героях, чаще ставить фильмы и спектакли. И тогда юноши и девушки, присматриваясь к героическим поступкам других людей, начинают понимать, что надо делать, как поступать. Отчего-то мы стесняемся говорить слово «патриотизм», чтобы не быть заподозренными в излишнем пафосе, и напрасно. Ведь мы хотим сделать так, чтобы ребята гордились своей страной.
 
 – По вашей инициативе в ТЮЗ приглашаются ведущие режиссеры, актеры. Неужели в театре кадровый голод? – Нет конечно! Просто у нас очень много разных предложений, есть из чего выбирать. Правда, иногда переговоры заходят в тупик из-за сильной загруженности режиссеров и актеров. Например, с Лембитом Петерсоном театр давно уже договаривается, чтобы поставить «Мнимого больного» Мольера. Также давно ведем переговоры с болгарским режиссером Александром Морфовым, чтобы он поставил «Ромео и Джульетту». Елизавета Бондарь, которая привозила к нам на фестиваль «Радуга» спектакль «Пилорама плюс» из Ярославля, будет ставить Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Артем Устинов, выпустивший на нашей сцене замечательный спектакль «Зима, когда я вырос», приглашен для постановки нового спектакля – «Спички» по пьесе Константина Стешика. Проведены переговоры и с дочерью Питера Брука – Ириной, которая будет работать над «Золушкой»…
 
 – Если взглянуть на афишу, то можно увидеть много драматических спектаклей 18+, мюзиклов. Собираетесь конкурировать со взрослыми театрами? 
 
– Наш театр особенный: здесь всегда была сильная поющая и танцующая труппа. Когда набирали специальный курс для ТЮЗа, то предполагалось, что актеры должны уметь все. У Корогодского в спектаклях даже были акробатические номера! ТЮЗ всегда был кузницей, собирая под своей крышей выдающихся актеров и выпуская их в большое театральное пространство. Достаточно назвать имена: Чирков, Черкасов, Бруно Фрейндлих, Кадочников, следующее поколение – Волкова, Тараторкин, Шуранова, Хочинский и так далее. 
 
– На сцене театра идут Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Шекспир, где театральным языком повествуется о сложных судьбах, драматических ситуациях. Не маловато ли позитивных эмоций для юных зрителей? 
 
– Знаете, одна мама нам написала, что спектакль «Летучкина любовь» – страшный, потому что там поднимается тема суицида. Но я с этим не согласна: мы, наоборот, говорим с детьми на вечные темы. Ведь когда ребенок достигает подросткового возраста, в это время ему кажется, что мама и папа – не самые главные ориентиры в его жизни. И он вступает в конфликт с родителями. У него могут возникать несуразные мысли – вот я умру и посмотрю, как вы без меня поплачете… А в «Летучкиной любви» говорится: поднимитесь над собой, посмотрите с этой высоты на себя, родителей, на мир, в котором живете, – и поймете, что в вашей жизни главное и нужно ли уходить из этого мира. Или лучше изменить себя. 
 
– Как проходят ваши директорские будни?
 
 – Театр забирает у меня все время. И когда я в три часа ночи отправляю последние письма, то беру с собой домой бумаги, документы, а в восемь утра уже кому-то пишу новое письмо. В коллективе иногда говорят: «А спит ли она?» Но в семье меня понимают – все мы творческие люди: одна дочка – студентка третьего курса, которая, можно сказать, выросла за кулисами и уже выпускает спектакли как художник по костюмам. Она работает в связке с папой – сценографом. А вторая дочь – театровед, но сразу ушла в кино и стала работать вторым режиссером, занимается планированием картин. Вся наша жизнь в искусстве. 
 
– На Пионерской площади открывается главная рождественская ярмарка города. ТЮЗу, как говорится, сам бог велел как-то участвовать в этом празднике… 
 
– Уже несколько лет Рождественская ярмарка проводится у ТЮЗа, и кому, как не нам, не театру, по ступенькам которого должен спускаться всероссийский Дед Мороз, участвовать в ней. Площадь перед театром находится в оперативном управлении ТЮЗа. То есть все развлечения будут проходить на нашей театральной площади. Ну а со своей стороны мы всегда к Новому году выпускаем спектакль: в фойе установлена елочка, будут там и Дед Мороз со Снегурочкой, и ежедневные интермедии, игры, викторины… А потом премьера – «Снегурушка» по пьесе писателя Михаила Бартенева, на которую из фойе придут наши юные зрители. Это наш новогодний подарок городу. 
 
Беседовала Людмила КЛУШИНА
 



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика