Наталья Боровкова: изящная жемчужина ТЮЗа // Clever Culture, 29.04.2019

Наталья Боровкова – хрупкая и утонченная, с нежным голосом и чутким сердцем. Внутренний свет, которым полна актриса, наполняет собеседников умиротворением и счастьем. Несомненно, гармония и мудрость, рожденные в муках и преодолении, — награда, полученная актрисой за терпение и целеустремлённость. Духовная цельность, удивительная скромность и интеллигентность пронизывают художественный облик заслуженной актрисы.

29 апреля Наталья Боровкова отмечает юбилей. Актриса работает в ТЮЗе имени А.А. Брянцева с 1972 года. Мастером Натальи Боровковой был талантливый педагог и руководитель театра З.Я. Корогодский, который оказал огромное влияние на становление   мастерства актрисы и был тем человеком, на которого всегда хотелось равняться. Наталья Боровкова сыграла в главных спектаклях мастера: «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский».
 
Наталья Боровкова: «Эти спектакли стали жанровым открытием в драматургии театра. Помню, что старшим артистам сначала не очень нравились эти постановки, а потом они стали приводить на них своих детей и внуков — случилось взаимопроникновение. Зиновий Яковлевич понимал, куда он ведет театр, выстраивал определенную драматургическую политику».
 
Актриса сыграла более 50 ролей на сцене ТЮЗа. Наталья Боровкова работала со многими режиссерами — Хорстом Ховеманом («Мамаша Кураж»), Александром Кузиным («Бешеные деньги»), Александром Белинским («Уходящая натура» в театре «Приют комедианта»).
Уже более 16 лет важную нишу в репертуаре ТЮЗа занимает работа «Бешеные деньги». Актриса играет Надежду Чебоксарову – привыкшую жить в роскоши и лицемерии женщину, для которой самым важным в жизни является материальный достаток. В этих же понятиях она растит дочь Лидию и даже пытается научить своего зятя жить не согласно совести, а своим желаниям. Кокетливая, недалекая женщина воплощает собой образ человека, которого привлекают исключительно внешние ценности. Героиня совершенно не умеет дорожить настоящими  чувствами: она живет в искусственном мире притворства и удовлетворения своих прихотей. В этой работе Наталья Боровкова раскрывает поразительный диапазон актерских возможностей, колеблясь на грани трагикомедии.
В работах Игоря Селина, выпустившего с актрисой несколько спектаклей, Наталье Боровковой удается погрузиться в пучину низменных страстей. Тетя Полли из «Поллианны» — жесткая и прямолинейная женщина, любящая порядок и тишину. Ее холодное равнодушие к солнечной девочке пронизывает спектакль. Но привязанность к Поллианне растет, а вместе с тем уменьшается стена, намеренно выстраиваемая тетей Полли между собой и юной племянницей. В финале спектакля героиня, душа которой наконец пробудилась, преображается – она становится искренней и сентиментальной. Наталья Боровкова не просто играет на контрастах, а раскрывает болящие раны души своих персонажей.
 
Наталья Боровкова: «Первая встреча с Игорем Селиным произошла, когда он делал у нас «Поллианну». Потом он пригласил меня в постановку «Папа, бедный папа» в «Приюте комедианта». Там у нас была очень жестокая схватка, потому что мне было безумно тяжело перестроиться — он поставил меня с ног на голову и вытащил из меня такое, о чем я сама даже не догадывалась. Страшную женщину, убийцу…»
 
В спектакле Георгия Цхвиравы «Отцы и дети» актриса играет мать Базарова – старушку Арину Власьевну. На первый взгляд кажется, что это — роль второго плана, не несущая структурообразующего смысла спектакля. Но все оказывается наоборот: сцена прощания Базарова с родителями – одна из центральных в постановке. Нежная грусть, удивительная жертвенность и безграничная любовь к сыну – пронизывает образ героини, знающей дорогу к истине. Наталья Боровкова обнажает перед зрителями свою любящую душу, без остатка растворяясь в своем персонаже.
В спектакле «Иудушка из Головлева» Георгия Васильева актриса играет вечно находящуюся рядом с господами ключницу Улиту, являющуюся неотъемлемой частью семейства Головлевых. Пронырливая, хорошо понимающая свою выгоду героиня – кривое зеркало своих хозяев. Актриса ярко и харизматичная играет свою роль, помогая нарисовать полноценный портрет семьи Головлевых.
В спектакле «Денискины рассказы» Екатерины Максимовой актрисе удаются поистине удивительные вещи: Наталья Боровкова играет погрузившуюся в свои воспоминания девочку Аленку, с живостью помнящую свое детство. Легкая, со звонким голосом, смелая девочка наполняет спектакль светом и радостью. Умение тонко и по-живому нарисовать каждый образ – уникальная черта актрисы, открытой к сиюминутному восприятию мира.
 
Наталья Боровкова: «Я всегда слушаю трансляцию спектакля, но иногда помимо этого подглядываю за зрителями. Как реагирую взрослые, особенно мужчины за сорок! Приходят такие серьезные, а через несколько минут сидят с открытым ртом, улыбаются, смеются, как дети. Погружаясь в свое «прекрасное далеко», они получают глоток свежего воздуха, наполняются счастьем, и это самое лучше, что может случиться с человеком в театре».
 
Наталья Боровкова чутко реагирует на современный театральный процесс, с интересом откликается на события, происходящие в театре, с радостью работает с молодыми артистами и режиссерами. Умение существовать в ансамбле и быть самобытной, говорить на простом языке сердца о сложном и страшном, заряжать теплом – чудесные качества актрисы.
 
Наталья Боровкова: «Сейчас ТЮЗ идет вперед, у нас выходит множество спектаклей. Драматургия, претворяемая на сцене, экспериментальна — современные писатели мечутся в поисках жанра и смысла. Эксперименты нужны, мы не хирурги и не саперы, которые не имеют права на ошибку. Может быть, благодаря эксперименту, ты тоннель пророешь, но в конце концов увидишь свет. Желательно, чтобы эксперимент был и уму, и сердцу, -это самое лучшее сочетание». 
 
Наталья Боровкова – жемчужина ТЮЗа имени А.А.Брянцева: прекрасная, невесомая, нежная. Ее художественные образы дарят возможность восхититься талантом актрисы и испытать удовольствие от профессиональной, вдумчивой, парящей игры. Пожелаем Наталье Боровковой прекрасного самочувствия, ярких ролей и радости творчества. Спасибо за вашу самоотдачу и заботливую неуспокоенность в желании согреть нуждающиеся в тепле души взрослых зрителей. Более того – благодарим за вашу отзывчивость, внимание к детству и  умение рождать сопереживания в душах юных зрителей.
 
Елизавета Ронгинская
 



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика