«Хроническое заболевание, помогающее жить»

Екатерина Омецинская, «Невское время», 15 октября 2013

Премьера ТЮЗа им. А.А. Брянцева «Дорогая Елена Сергеевна» – «открытый урок» для школьников, не признающих авторитетов прошлого, и их педагогов, уже почти потерявших способность влиять на своих подопечных. Постановку по пьесе тридцатилетней давности осуществил Александр Иванов. В основе – история про то, как четверо выпускников любой ценой, вплоть до насилия, были готовы изъять у своего педагога ключ от сейфа, где хранятся неудачно написанные экзаменационные работы. Когда-то, «в другой жизни», казалось, что такого быть не может, а теперь создаётся ощущение, что всё не только списано с натуры, но и автор, Людмила Разумовская, обладает даром предвидения. Хотя без введения в спектакль некоторых примет современности было не обойтись: на подмостках звучит сегодняшний молодёжный сленг, вместо хрустальных бокалов, уместных в качестве подарка учительнице в 80-е годы, в спектакле фигурирует iPad, а «детки», экипированные гаджетами, приносят в дом педагога заодно с шампанским бутылочку «вискаря» и суши. Идеолог «акции», лидер и законченный мерзавец Володя (Иван Батарев) уже въехал, что главное не совершать поступки, а красиво говорить. Глядя на жестокий прищур его глаз, понимаешь, что такой и собственных родителей «переедет», не задумается. Паша (Кузьма Стомаченко) послабее, но хоть и трусоват, свои цели считает превыше прочих. Ляля (Алиса Золоткова) словно срисована с нынешних расчётливых красавиц, мечтающих продать себя подороже. Витя (Олег Сенченко) – слабоволен и зависим от алкоголя: до личностного распада ему рукой подать. Но, увы, как и три десятка лет назад, циничным ученикам, ориентированным лишь на поиск «доходного места», нечему научить свою учительницу, кроме того как надо пользоваться палочками для поглощения заморской еды… Пространство малой сцены ТЮЗа не имеет чёткой границы с залом: публика высажена каре прямо «в квартире» Елены Сергеевны. В этой однушке есть кухня, санузел, комната и прихожая, где начинается действие. Мебель тут (художник Александр Якунин) явно не главное: угловой диван, кресло советского образца, полированный журнальный столик, торшер со «старорежимным» абажуром. Среди этих вещей учительница из прошлого века пережила развалы, штурмы, дефолты, в которых потерять веру в хорошее – раз плюнуть. Да, Елена Сергеевна (Анна Дюкова) слаба, она может теряться перед обстоятельствами, но благодаря своим принципам она каждый раз будет возрождаться к жизни. Идеализм – её внутренний стержень, её фундамент, на котором она будет возводить новый «дом». А главный, антисозидательный принцип её учеников – беспринципность, выстроенная на отрицании опыта отцов, отрицании духовности, нравственной чистоплотности. Важная деталь: почти центральное место в домашнем учительском «иконостасе» (групповые и одиночные фото, грамоты и дипломы) занимает картина «Боярыня Морозова». И если в живописном произведении Василия Сурикова как в зеркале отражена история церковного раскола, то в спектакле Александра Иванова – история раскола между поколениями, воспитанными в разной морали. Но поверить в то, что сегодня для большинства духовность выглядит юродством, а гуманистические принципы – непрактичной ерундой, оставшимся идеалистам ещё сложно. Ведь в отличие от циников, у которых после просмотра «Дорогой Елены Сергеевны» появится шанс стать идеалистами, последние переделке не подлежат и своим убеждениям, питающим надежду на лучшее, никогда не изменяют. С тем и живут: идеализм-то – заболевание хроническое.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика