Поверить в Алые паруса

Елена Добрякова, Cogita, 11.02.2019

Они преследуют меня. Они плывут где-то поблизости от меня, то нагоняя, то оставаясь далеко позади. Но все равно я их вижу. Будто наяву. А во сне уж обязательно… 16+

А ведь я никогда не мечтала об алых парусах, и в появление благородного капитана не слишком верила. И не потому что не сентиментальна, а потому что слишком уж эта избитая стала тема – алые паруса. Александр Грин не виноват, но мечта юной девушки давно превратилась в банальный штамп, в общее место, в вульгарный символ выпускных балов, заканчивающихся в Петербурге избыточным распитием спиртного и всяческими непотребствами. Честно скажу: я закрываю глаза, когда вижу алые паруса наяву, и открываю побыстрее, если они привиделись мне во сне.
Но вот какое дело: шла я на мюзикл в петербургский ТЮЗ, носящий это дразнящее для меня название «Алые паруса», без какого-либо предубеждения. Не успели еще высказаться никакие критики, ничего не написали обычные зрители – информационное поле было девственно чистым. Наслышана была только об опытном постановщике мюзиклов –режиссере из Москвы Сусанне Цирюк. И, конечно, ждала встречи с любимыми артистами ТЮЗа.
И вот случилось чудо. Я, наконец, поверила. Поверила в Алые паруса! Как в нежданную любовь, как в награду, которая спустилась с небес для тех, кто, несмотря ни на что, продолжает исповедовать чистоту и искренность чувств.
Музыка Максима Дунаевского, которую он написал в 2010-м, волшебным образом связала время ушедшее, столетнее, и сегодняшнее. И либретто, которое создали современные авторы Михаил Бартенев и Андрей Усачев по мотивам повести Александра Грина, удачно увело тему «ожидания принца» в область немного ироничного и в то же время светлого, и трагического, и искреннего настроения. Учитывая всю условность театрального действия, ты все же начинаешь верить прекрасной Ассоль, которая хотела жить только любовью и ради нее. Да и разве не узнать в ней себя? Не такой ли я была в юности, а может быть, и сейчас во мне все еще жива романтическая девочка. «Ты не такая, как все», – поет Мэннерс. А вдруг эти слова и про тебя? И ты тоже не такая, как все? Уверена, что в эти минуты так думали многие девушки и женщины в зрительном зале.
«Алые паруса» стал мне очень близким спектаклем. Хотя вовсе не любительница я мюзиклов. Как-то буквально проспала после перелета через океан почти весь мюзикл «Чикаго» на Бродвее. О чем в общем не жалею, видно, не тронул сильно – дело не только в усталости.
Не ищу я совершенства в голосах. Главное, чтобы не было фальши в интонации. А то, что происходило в ТЮЗе на «Алых парусах», трогало, волновало. Драматический накал силен. И это было первичным – актерская игра, вживание в образы, сопереживание героям. Признаюсь, не раз наворачивались на глаза слезы. И негодование на людское зло охватывало, и на эту мерзкую способность толпы улюлюкать, низвергать, судить, затаптывать. И так искренне хотелось построить «маяк до неба» вместе с Ассоль, которую играла Анна Слынько. Очень чувствовалась ее любовь к сильному, но такому несчастному отцу Лонгрену, которого играл Алексей Титков, поистине обладающий голосом Георга Отса. А любовь к капитану так и оставалась романтической мечтой как к нечто бесплотному и несбыточному.
Это уже потом я прочла в фейсбуке, «какое безобразие показали в ТЮЗе – бордель, проституток, утопившуюся мать Ассоль, пьющего отца… Как на такое можно пускать детей?». (Замечу, на афише значится ограничение 16+). И это, мол, «совсем не Грин, он такого не писал, и вообще, «Алые паруса» – это ж сказка о чистой и красивой любви». Как выяснилось, комментатор даже не смотрела спектакль, писала с чужих слов. Что особенно обидно и неприятно.
Как все же такие рассуждения подтверждают торжествующее ханжество! Неужели бывает любовь без чьего-то осуждения, без людского зла, без воинствующего неприятия? Можно ли представить самую популярную в мире историю любви Ромео и Джульетты без кровавой мести двух враждующих родов? Без преступлений и коварства?
Вот потому я вступаюсь за «Алые паруса», которые с огромной отдачей, очень честно, профессионально, искренне поют, играют, танцуют актеры Санкт-Петербургского Театра Юных Зрителей. Справляясь своими силами. Считаю, это одна из лучших премьер последнего времени в ТЮЗе, давно ставшем театром всех поколений.
Елена Добрякова



Специальная линия «Нет коррупции!»
Охрана труда
Продолжая использовать сайт tyuz-spb.ru, вы соглашаетесь на условия использования сайта. Более подробную информацию можно найти в Политике конфиденциальности.
Яндекс.Метрика