«Режиссерское назидание Екатерины Максимовой в спектакле Том Сойер»

Приклонская Екатерина, арт-журнал «Около», 2 октября 2013г.

28 сентября в ТЮЗе им. А.А. Брянцева состоялась детско-взрослая премьера спектакля «Том Сойер» по роману Марка Твена о приключениях предприимчивого и энергичного мальчишки-сироты и его друзей. Для Екатерины Максимовой, режиссёра и автора инсценировки, это уже второй детский спектакль на сцене Театра Юных Зрителей. Предыдущей литературной основой были «Денискины рассказы» по произведению Виктора Драгунского, спектакль был поставлен весной 2012 года. Режиссёр, опираясь на то, что ребёнок лучше воспринимает окружающий мир именно глазами, сделала акцент на визуализации – анимационные картинки на «задниках» делали спектакль ярче и интереснее для детей, но и не давали скучать родителям. Технически «навороченная» сцена крутилась и поднималась, актёры лазали по верёвкам и выглядывали из построенных за кулисами лесов. Это создавало эффект масштабности происходящего и перемены мест действия. От таких метаморфоз сцены закружилась бы голова и у бывалого зрителя, и ни дать, ни взять, напомнило сцену из французско-канадского мюзикла «Notre-Dame de Paris» –нищие у собора. Однако зрители этого мюзикла навряд ли страдали от того, что не могут расслышать ту или иную фразу. В «Томе Сойере» недостаточно ли ещё сильные голоса молодых актёров или само расположение ложи не давало разобрать всех слов персонажей — наполовину угадывать их приходилось по доходящему эху. Не обошлось и без назидательности. Чтобы приучить с детства выключать мобильные телефоны на время представления, была введена специальная сценка, где актриса пригрозила всему залу, чтобы «ни-ни», иначе телефон или иные гаджеты окажутся в её кармане. В шутку и всерьёз актёры пытаются приучить зрителей к этой, казалось бы, мелочи, которая из спектакля в спектакль отвлекает актёров от игры, а зрителей от просмотра. Вторым назидательным шагом стала пропаганда книг, чтения и умения делать из литературных строчек образы в нашем сознании. Поколение айпадов в погоне за техническими новинками и компьютеризацией нашей жизни и нашего сознания имеет риск растерять уже накопленные веками богатства – знания из книг, живое общение и ценности. К счастью, дети ещё не успели очерстветь, они живо реагируют на энергетические посылы актёров звонким смехом и по их возрасту ещё приличными выкриками из зала. Ребёнок – это чудесное создание, о котором сказал Виктор Гюго: «В сердце у него нет ничего дурного. И это потому, что в душе у него жемчужина — невинность». И пока они дети, они будут верить, что Том Сойер (Иван Стрюк), решив стать пиратом, заберёт их с собой, и от всего сердца будут переживать за Ребекку Тэтчер (Ладыгина Александра), когда учитель вот-вот поймает её на том, что она разлила чернила на учебник. «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо – таких книг, написанных для взрослых, но считающихся детскими множество. Но где эта грань между маленьким и большим человеком? Бесспорно, есть инфантильные взрослые и «дяди Фёдоры», не по годам зрелые. Возможно, маленький человек ещё в силу своего возраста не может знать об истинном назначении книги, но мораль вынесет человек любого возраста, положения и пола. Главное – это чувствовать, рефлексировать от увиденного, «примерять на себя» происходящее и сопереживать, а дети это умеют делать, как никто другой.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика