«Смеяться, право, не грешно»

М. Кингисепп, Инфоскоп, май 2018

Шекспир может быть веселым. Все, конечно, знают, что он писал комедии, но все равно каждый раз с тоской предвкушают километры плотного текста, которые нужно как-то выдержать и умудриться не то что не заскучать — не заснуть. Свежая премьера ТЮЗа «Зимняя сказка» разбивает этот устоявшийся стереотип вдребезги. Заслуга в этом, прежде всего, талантливого режиссера. Но Уланбек Баялиев, ученик Сергея Женовача, прибывший на постановку из Москвы, привел с собой и соавторов: из Болгарии — Юлиана Табакова, художника с отменным чувством меры и вкуса, из Литвы — Фаустаса Латенаса, гениального композитора, сочиняющего божественную музыку. Они словно вдохнули в артистов душу. Вдохновленные и окрыленные, те выдали нечто прекрасное и давненько здесь не виданное. Вспомнили, что умеют работать технично, быть раскованными, играть внятно. Даже в довольно вязком шекспировском тексте (с которым, впрочем, пока не все и не всегда справляются). В черной одежде сцены (нараспашку и наизнанку). В черно-белых (с редкими цветовыми акцентами) костюмах. То есть в монохроме и монотоне. Бесконечно заметаемые к тому же снежной крупой. К финалу это почти сугробы, и простая и дивная метафора счастливого пробуждения от зимней спячки становится забавой и откровением. Ход круто подкреплен персонажем в виде чисто тюзовского медведя: шикарная роль (с текстом!) Кузьмы Стомаченко, перенявшем у косолапого не только походку и шаловливый нрав, но и подлинно плутовской характер. Под стать мишке — чудная парочка «мелких бесов»: Трагическая и Комическая маски (Олег Сенченко и Анастасия Казакова) с выбеленными лицами мимов и средневековой масочной многоликостью, и Старый дуралей — квинтэссенция образа королевского шута (Валерий Дьяченко). Да ладно бы только актеры — у Баялиева даже поворотный круг (в иных случаях — сущий анахронизм) не формально-декларативен, а использован исключительно по делу. Спектакль получился свободным, актуальным и мудрым. Нешуточная история про то, как один ревнивый и упертый король (Александр Иванов) по дурости погубил чуть ли не всю свою семью, не обходится без филигранной иронии — она наполнена жизнью и юмором, без которого любой сценический опус чахнет, но не лишена и острой политической сатиры. Так, правители восседают на троне-лесенке — символе верховной власти. Судьи, творящие произвол и беззаконие, игнорируют очевидные факты и зачитывают приговор стыдливой скороговоркой. Придворные дамы замирают с беспомощно разведенными руками, как в немой сцене «Ревизора», плетут интриги из клубочков и водят хороводы. А королева (Анна Дюкова) и принцесса (Анна Слынько) зловещими гоголевскими панночками плывут плавным шагом танцовщиц ансамбля «Березка». Чудо, впрочем, происходит не сразу: первый акт драматичен, а посему слегка пафосен и нарочито серьезен. Зато во втором акте сказка превращается в высокую комедию (а временами в трагифарс), активно улыбается и машет, передавая пламенный привет великому Королевскому шекспировскому театру — тому самому, который в Англии, и где жива традиция знаменитого стоячего партера, придирчивую публику в котором не обманешь.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика