ТЮЗ заговорил на языке подростков

"Новый Петербург" 24 сентября 2020 г. No36 (1437)

В Театре Юных Зрителей имени А.А.Брянцева случилась уже вторая премьера за сезон – вслед спектаклю «Мещане» Елизаветы Бондарь на Малой сцене вышла работа «Как тебе такой тятр, Илон Маск?» в режиссуре Олега Христолюбского. В основе спектакля – пьеса «Говорение», принадлежащая перу современных драматургов Полины Коротыч и Маши Всё-Таки. Знакомство публики с этой пьесой началось с независимого фестиваля «Любимовка», где впервые произведение было прочитано. Взаимоотношения между детьми и взрослыми, социальные маски, которые носит общество, навязанные стереотипы поведения и восприятия, внутренняя свобода – эти темы вскрывает сюжет о муринских школьниках, готовящихся к сдаче ОГЭ. Кто окажется в будущем, и в какую сторону нужно двигаться, задумываясь о воспитании здорового ментально общества, читайте  в нашем материале.

К Илону Маску, как к символу харизматичного, экстраординарного, свободного мышления, обращается режиссер премьерного спектакля в своем творческом высказывании. Человек будущего – кумир в среде подростков, хотя его возраст приближается к возрасту родителей и учителей, с которыми у школьников происходят конфликты и непонимание. Как стать наставником подросткам, но при этом сохранить дружескую грань и легкость общения? Давайте погрузимся в космическую вселенную подросткового сознания, которая так феерично и разносторонне представлена в работе Олега  Христолюбского.

Для режиссера, долго время руководившего Лесосибирским театром «Поиск»,  эта первая работа в ТЮЗе имени А.А.Брянцева, но далеко не первое обращения к подростковой зрительской аудитории, среди его спектаклей значатся работы: «Варшавская мелодия» и «Юра». По словам Олега Христолюбского: «Для нас эта история не столько о подготовке школьников к ОГЭ, сколько о невозможности удержать развитие какими-то силовыми методами. Невозможно остановить приход будущего, а значит и отмирание старого, как бы этого не хотелось. Ситуация пандемии гораздо больнее вскрыла эту проблему и приблизила наше будущее гораздо быстрее. И, как мы убедились на практике, в будущее взяли не всех».

Спектакль проходит в двух пространствах: на Малой сцене ТЮЗа и в WhatsApp-чате, транслирующем внутренний мир подростков. Это – скрытое от взрослых место общения, где дети обсуждают то, что им действительно нравится. Одетые в кигуруми, с картонными масками, за которыми они прячутся в присутствии учителей, узко характеризующими их личность, пытающиеся узнать жизнь в бесконечных глубинах интернета – подростки выглядят этаким неуправляемым потоком, который мир взрослых тщетно пытается держать в ежовых рукавицах. Но ничего не выходит. Александра Ладыгина, Константин Федин, Ксения Мусатенко, Анастасия Обжигина, Антон Вараксин, Артем Кузьмин играют 6 подростков, перед которыми стоит цель подготовиться к разделу «Говорение» ОГЭ, показывающего, как ребенок умеет мыслить на заданную тему. В спектакле герои на собственном примере сталкиваются со многими проблемами, которые представлены в этом экзаменационном разделе, и постоянно презентуют свое мнение на этот счет, желая быть независимыми от мира взрослых. Как перенести эту свободу высказывания в мир школьных стен и размышляет премьерный спектакль.

Школьные уроки представлены однообразно и карикатурно: учительница  говорит одни и те же фразы, делает одни и те же замечания, ставит одни и те же оценки – к каждому ученику существует предвзятое мнение. Живого общения не происходит: и учитель, и ученики существуют в заданной системе координат, считая свое поведение абсолютно оправданным и естественным. Но в нем нет настоящего, искреннего, того, что могло бы расположить людей друг к другу. Дистанция между наставником и учеником – необходима, но она должна быть основана не на страхе и слепом подчинении, а на искреннем уважении и понимании.

При этом, любопытно, что главная героиня спектакля – молодой учитель Анжела — оказывается не равнодушным, а стремящимся к познанию детей человеком. Персонаж Анны Мигицко – несчастная, одинокая девушка, мечущаяся в поисках своего пути и призвания. Она пытается понять себя и окружающих с помощью книг, обращаясь к высказываниям педагогов и психологов, но каждый раз реальность оказывается многообразнее и противоречивее философской доктрины. Анжела делится своими мыслями в ЖЖ, месте, где люди пытаются позиционировать себя определенным образом и не раскрываются до конца, тщательно оберегая свое виртуальное лицо. Один из учеников – Асадбек (Константин Федин) – находит ее страничку и начинает провоцировать на искренность и правду, что больно и тяжело для героини, пытающейся забыть о своих страхах. Подросток выводит ее из равновесия, и каменная леди с натянутыми жестами, выходит из себя и говорит ученикам жёсткие и незаслуженные фразы. Произошедший переход на личности больно цепляет детей, но в пространстве современной действительности это, к сожалению, очень распространённое явление. Только никому из учителей даже не приходит в голову извиняться перед детьми, в отличие от Анжелы. Педагогам почему-то кажется, что они могут себе позволить унижать учеников: скопившееся раздражение, усталость, напряжение, личные проблемы они реализуют таким образом, находя в этом естественную реакцию на поведение детей. Но допустимо ли это? Говорит ли это об отсутствии призвания у человека или необходимости дополнительного отдыха и общения с психологом? Эти вопросы остаются открытыми, но границы культурного общения необходимы. Учащие уважать чужое достоинство и своим примером показывающие обратное, ругающие за буллинг в классе и ярко демонстрирующие, как это делать правильно – хорошие ли это учителя для детей?

Конечно, есть оборотная сторона медали: поведение детей часто выходит за рамки нормы, и сразу возникает вопрос о семье, и находятся самые главные виновники происходящего – родители, которые не прилагают особых усилий к воспитанию ребенка. Но так ли все просто? Каковы нормы поведения детей в присутствие взрослых, и кто их установил? Конечно, откровенное хамство требует точной реакции, но насколько оправданы такие постулаты как «старших надо уважать», «молчать в присутствие взрослых», «вставать, если заходит педагог»? Они с детства врезаются в память, но при этом старшие могут вести себя совершенно неадекватно и пользоваться неограниченной властью. Взрослые не могут объяснить детям, почему необходимо соблюдать эти правила, лишь в приказном тоне повторяют непреложные истины, которым учили и их. В премьерном спектакле делается попытка понять, почему взрослые становятся настолько безразличными по отношению к детям. Зрители погружаются в прошлое двух учительниц – Анжелы и Людмилы Васильевны, и оказывается, что они жили в страхе и чувстве полной несвободы. Лилиан Наврозашвили читает текст песни группы Кис-кис «Молчи», который описывают мир глазами маленькой девочки, несчастливый, одинокий, в котором лучше всего молчать и делать вид, что все хорошо. Актрисе удается добиться настоящего трагизма в совершенно небольшом эпизоде и показать глубину переживаний человека, находящегося за маской строгой и старорежимной учительницы. Мультипликация рисует детство Анжелы, в котором происходило постоянное неприятие начинающей подрастать героини. Неумение выстраивать взаимоотношения с собственными детьми, желание подавлять неизбежно приводит к тому, что дети  ожесточаются и, вырастая,  естественно принимают те условия игры, по которым с ними вели себя в детстве. В этом и заключается замкнутый круг, и, чтобы из него выйти, необходимо отринуть все навязанные правила, начать слушать самого себя и думать о том, как выстроить гармоничную коммуникацию с окружающими, чтобы она не стала травматичной.

Анжела еще молода и может измениться. Анна Мигицко играет нервную, опустошенную героиню, которая очень хочет любви и понимания. Извинившись перед детьми, она чувствует себя свободной, а получив поздравление с днем рождения – счастливой. Но минуты благополучия не так продолжительны: вскоре ей присылают другой ролик, в котором звучат истинные слова поздравлений детей, обиженных из-за произошедшей ситуации. Это оказывается финальной точкой, и героиня окончательно срывает маску благополучия, представляя свою несчастную душу. Актриса гротескно и беспощадно обнажает спящие в самых недрах сознания эмоции, вызывая искреннее сопереживание у зрителя.

Карикатурно представлено взаимодействие классного руководителя с родителями в чате: оно напоминает общение с дошколятами – учитель благодушно разжевывает информацию и отвечает на вполне очевидные вопросы. Родители, в образе носочных тряпичных змей, задают бесконечное количество вопросов и считают очень важным высказать свое мнение. Когда Анжела начинает говорить правду о том, как ужасно ведет себя класс и сообщает о своем уходе, она радостно мстит родителям и детям за все предыдущие тяжелые для себя минуты. Психологическое давление на учителей довольно сильно, и им явно нужна выдержка и любовь к своему делу, чтобы подобных вспышек не происходило. А также нужен дополнительный отдых и комфорт, новые условия труда и цели: обогащение знаниями, а не заполнение очередной отчетности должно волновать их сердце. Кукольный театр – прекрасная задумка режиссера, рисующая насколько неестественны и пусты отношения и в мире взрослых. Школа как огромный институт развития личности во многом строится на лжи и непонимании на всех кругах взаимодействия. Вполне приемлемо, что человек носит маски и не показывает всей глубины эмоций окружающим людям, но где границы данного поведения? Почему так карикатурны и узнаваемы ситуации, а люди анекдотично относятся к друг другу, где-то подспудно понимая, как будут вести себя окружающие? Почему так просты и незатейливы эти маски и продуктивно ли такое общение?

Дети снимают маски только в компании друг с другом: они катаются в тележке, записывают смешные ролики, пьют, влюбляются, употребляют наркотические средства, глупят, замышляют, как им отомстить миру взрослых за то, что он собирается разлучить их и перевести в другую школу. И придумывают план — бойкотировать на ОГЭ часть «Говорение». Этот слом системы, сильное решение провоцирует встречу родителей, учителя и детей, на которой подростки, наконец, откровенно и на равных разговаривают со взрослыми. Данная сцена представлена в комическом ключе, но несет в себе гармоничную кульминацию спектакля и утверждает правду мира детей.

В финальной сцене герои раздеваются и произносят свои размышления на предложенные комиссией темы, раскрывая свой внутренний мир и готовность общаться. Они искренне не понимают, в  чем состоит необходимость экзамена, и почему для получения хорошей оценки необходимо лишь следовать методическим  указаниям, а нельзя быть собой? Как размышлять на тему люблю или экологии свободно, зная, что нужно произнести набор шаблонных фраз, которые хотят услышать экзаменаторы? Таким образом, одним из главных оказывается вопрос, кого хочет воспитать школа и родители: наученных по шаблону среднестатистических детей или Илона Маска, который стал таким вопреки обществу, но ведь можно и расти яркой личностью и благодаря ему?

Путь Анжелы оказывается результативен и позитивен: сменив несколько школ, в поисках идеального коллектива и убегая от проблем, она вдруг осознает, что ее главная проблема – это разрыв с мамой, с самым близким человеком, который есть. И, словно благая весть, ей прилетает сообщение от ее бывшего ученика Асадбека, написавшего роман и интересующегося ее мнением. Героиня вступает на путь взаимопонимания с миром и начинает понимать, как ей преодолеть. А дети, смело идут вперед, веря в своих кумиров, и инстинктивно не желают повторять ошибок своих близких, стремясь сохранить себя. Спектакль анализирует, насколько живы во взрослых детские комплексы и как важно лелеять своего внутреннего ребенка и дать ему прорасти в сильную личность.

Премьерный спектакль полон мудимедийных эффектов (видеохудожник Александр Жикин), голосовых сообщений, WhatsApp-переписок, современной музыки, звуков компьютерных игр (саунд-дизайнер — Анастасия Насонкина, композитор Дима Eto Eto), даже был заведен тик-ток спектакля.  Он впитал современный мир подростков, при этом показал его глубинную сторону. Сцена признания подростков любви по-детски наивна и чудесна: видеоизображение разливающейся по полу кока-колы, поглощающей все пространство сцены и постепенно превращающейся в мерцающие звезды – метафора нахлынувших чувств героев. В финале видеопроекции накладываются на тела персонажей и наполняют их новым смыслом – так общество навязывает определенные стереотипы, закидывает всевозможной информацией, и человек оказывается погребенным под ней, забывая, какой он на самом деле.

Егор Пшеничный создал ассиметричное пространство, вскрывающее истинное настроение людей, их неустроенность и дисгармоничность в мире. Белые, безличные пласты стен с множеством входов и выходов универсальны и прекрасно видоизменяются благодаря визуальным изображениям – рисуют странички ЖЖ, чат с родителями или улицы Мурино. В спектакле преобладает космическая, звездная тема, даже мешки с мусором светятся разноцветными гирляндами, подчеркивая как активен мир детства и как необозримы возможности детей.

Елизавета Ронгинская



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика