Цельная и утонченная актриса, исполнительница главных трагедийных ролей Анна Дюкова работает в ТЮЗе имени А.А. Брянцева уже 19 лет. Актерское обаяние, яркий ум, невероятная женственность и умение держать зал в напряжении – невероятные дарования актрисы. Самоотверженная и гордая Гермиона, справедливая и идеалистичная Елена Сергеевна, спрятавшаяся от мира в безумии тетушка Йос, кокетливая и алчная Лидия, холодная и осторожная Одинцова – сценические образы актрисы овеяны шармом и легкой самоиронией. Погрузимся во вселенную образов Анны Дюковой и поразмышляем о гибкости ее актерского таланта.
Анна Дюкова ежегодно появляется в премьерных спектаклях ТЮЗа: в прошлом сезоне актриса сыграла Гермиону в «Зимней сказки» Уланбека Баялиева. Умная и величавая жена, чистота и нравственность которой не вызывают вопросов, вдруг становится сосредоточением злобы и агрессии. Мученический ореол овевает прелестный образ героини, которая уверена в своем решении и по-королевски непреклонна. В этой роли Анне удается достичь невероятного градуса шекспировского трагизма, сочетающегося с верой в высшее провидение.
В спектакле «Контракт» Тимура Салихова актриса играет топ-менеджера крупной компании, пытающегося подчинить юную сотрудницу незримому закону договора. Анна воплощает в себе образ абсолютного зла, которое действует хладнокровно и бескомпромиссно. В утопическом мире пьесы успешность человека оценивается исключительно с финансовой и социальной стороны, что является актуальной темой для размышлений. Безэмоциональная, обезличенная героиня Анны стремится сделать окружающий мир таким же стерильным и механичным, лишенным человеческих ценностей. Актриса с невероятным талантом перевоплощается в образ жрицы зла, наполненной отрицательной энергией и бескрайним эгоизмом.
Один из дорогих для актрисы спектаклей – «Дорогая Елена Сергеевна» Александра Иванова. Стремление рассказать подрастающему поколению о нравственных идеалах, дать возможность пережить драматический опыт, не впустив его в свою жизнь — были главными предпосылками работы. Духовные силы учительницы, которую играет Анна Дюкова, находятся на пределе. Она настолько зависима от своих учеников, что с радостью открывается им, желая преодолеть одиночество. Идеалистические, гуманистические принципы противопоставлены хаосу и эгоизму, который царит в сознании подростков. Раскол между поколениями, невероятная дистанция между людьми не позволяет совершиться диалогу. Лебединой песней оказывается трагедийный монолог Анны Дюковой, который звучит в финале спектакля. Мир героини обрушивается, когда она понимает, что дети совершенно не разделяют те духовные принципы, которые важны для нее. Она использует все навыки красноречия, пытаясь доказать необходимость быть нравственным человеком, и меняет сознание детей, но какой ценой.
Анна Дюкова исключительно гармонично смотрится в спектаклях, поставленных по произведениям 19 века, словно для нее это родной воздух. Русская классика любима актрисой, постановки: «Бешеные деньги», «Доходное место», «Маленькие трагедии»,
«Иудушка из Головлева», «Отцы и дети» — благотворная почва для личностного роста. Спектакль «Отцы и дети» Георгия Цхвиравы рисуют сознательную и уравновешенную героиню, для которой собственный покой дороже смятения чувств. Совершенно другой образ актриса воплощает в «Иудушке из Головлева» Георгия Васильева. Ее Аннинька – провинциальная актриса, которая скатилась на самое дно жизни. Образ смертельно больной героини, которая когда-то мечтала о прекрасной жизни, талантливо воплощен Анной Дюковой. В спектакле «Маленькие трагедии» Руслана Кудашова актриса исполняет роль Луизы, героини «Пира во время чумы». Девушка пытается перехитрить смерть, показав собственное бесстрашие и безразличие. Актриса с неподражаемым талантом исполняет музыкальную композицию Вертинского «Кокаинетка», вызывая шкал аплодисментов в зрительном зале.
В спектакле Александра Кузина «Бешеные деньги» Анна играет бездушную красавицу Лидию, которая ради материальных ценностей готова пойти на все. Она легкомысленна и корыстна, эгоистична в своих поступках. Кокетливость, умение очаровывать и пленять наполняет героиню. В спектакле «Доходное место» Дмитрия Астрахана актриса играет Вышневскую, некий прообраз изменившейся и повзрослевшей Лидии. Она не может смириться с теми беззакониями, которые ее окружают, и стремиться сделать мир прекрасным.
Анне Дюковой удается преображать художественную реальность: актриса создает великолепные и притягательные сценические образы, которые любимы публикой. Стремление постигать новое в профессии и идти вперед — пронизывает существование актрисы и помогает достигать поставленных целей. Включенность в работу, острое и ответственное отношение к делу, желание нести свет наполняют актрису. Хрупкость и нежность, сочетающиеся с огромной силой воли, — невероятные пласты личности актрисы, в которой все по-чеховски прекрасно.
Елизавета Ронгинская