Александр Иванов: «Дети имеют право проверять учителя на прочность»

15 марта на Малой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева состоится премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской. В работе заняты: Анна Дюкова, Данила Лобов, Никита Худяков, Ирина Волкова, Семен Толов, Юлия Корж. Кто такой настоящий учитель и как должен выстраиваться процесс коммуникации с учениками, размышляет режиссер спектакля актер театра Александр Иванов.

— Александр, почему вы еще раз решили обратиться к постановке этого спектакля? Работа шла на сцене ТЮЗа более 10 лет.

— Адольф Яковлевич Шапиро говорил, что может всю жизнь ставить «Вишневый сад». Так и я могу сказать про «Дорогую Елену Сергеевну», написанную специально для детей. Для нашего театра лучшей пьесы для подростков нет — и в плане зрелищности, и воспитательной работы, и сюжетной составляющей. Я часто спрашиваю у детей, как вам школа. В основном отвечают — школа ни о чем, слава богу, закончилась. А я вспоминаю последние годы школы как какой-то счастливый момент в своей жизни. Я помню свою учительницу — весь наш класс, вся наша параллель была восхищена этим человеком. Мой спектакль — благодарность ей: в течение всей жизни я пронес это чувство. Быть учителем во все времена в любых странах на земле — это неисследованное, важное предназначение.  Влияние учителя огромно. Учитель несет ответственность за ребенка перед Богом, перед миром, и он это знает. Учитель — это не только профессия, но и призвание.

— Таких учителей единицы.

— Несомненно, но и настоящих режиссеров мало, и артистов. Если бы все были на своем месте, у нас каждый спектакль был бы гениальный. Поэтому ученики и вспоминают школу с отвращением. Это очень непростое дело — учить. При этом важно, что молодые люди имеют полное право задавать человеку, вставшему на позицию учителя, любые сложные вопросы. Они могут проверять его на прочность, знания, мировоззрение.

От учителя зависит практически все: как дети будут к нему относиться, смогут ли они задавать эти вопросы или, наоборот, закроются. Главная цель — не передать знания, а запустить в человеке процесс анализа, поиска себя. Я думаю, зрители, которые любят пьесу «Дорогая Елена Сергеевна» видят в ней именно это — возможность общения с настоящим учителем.

— Сейчас ученики чувствуют себя гораздо раскованнее, чем это было 20 лет назад.

— Современные дети сокращают дистанцию с учителем резче, чем было раньше. У нынешнего поколения детей все происходит быстрее — они к 20 годам уже влюбились, разлюбили, потеряли, снова влюбились, потеряли, разочаровались, снова очаровались — у них начинают происходить процессы, которые у меня были ближе к 30-40 годам. Уже начинается кризис среднего возраста, нужны какие-то антидепрессанты, психологи. Время подталкивает к быстрому взрослению, все ускорились, в том числе поэтому они более свободные. А старшее поколение, напротив, стало более инфантильным — дети смотрят на них и взрослых в них не видят. Взрослые люди все чаще совершают детские поступки и не являются для подрастающего поколения авторитетом. Но уважать старших необходимо, причем это нужно не старшим, а самому ребенку — это его территория, то, что обязательно поможет в будущем. Не говоря уже о том, что необходимо уважать всех учителей, какими бы они ни были. Учитель — это тот, кто тебе дан судьбой. Вот такой, другого нет. Потом появиться какой-то другой, если ты этого захочешь.

— Учитель, как артист, должен все время отдавать…

— Абсолютно — артист такое же призвание, как и учитель. Мы сознательно отказываемся от мирной, гражданской жизни и отдаем свое время, силы, всего себя зрителям. Иногда это дается с трудом.

— В спектакле новый состав исполнителей, за исключением Анны Дюковой. Как справляются молодые артисты?

— Ребята ищут новую жизнь. Они — лучше, круче, интереснее, самобытнее. Молодые артисты: Даня Лобов, Семен Толов, Ирина Волкова, Юлия Корж, Никита Худяков — перспективные в своем желании достигать, у них очень хорошее начало большого пути. Мы пытаемся уделить внимание личностному отношению к произведению, потому что в этом спектакле все построено на этом. Мы не играем детей, артисты приходят на сцену сами, и это большая трудность — оставаться самим собой. Но именно это и дает энергию: зритель приходит и видит людей, а не артистов, и удивляется, меня никто не будет обманывать?

— Как Анне Дюковой работается с новыми исполнителями?

— У Ани сейчас очень трудная работа: ей всегда необходимо быть включенной, находится в   процессе. Личные качества характера Ани очень похожи на качества Елены Сергеевны: в ней есть некая твердость и романтическое, наивное ощущение правды, честности. Самое трудное на сцене говорить что, добро победит зло, потому что в это надо верить.

— В пьесе Паша  произносит, что молодежь учится лицемерить у взрослого поколения: «мы — ваши дети. Кровные дети, а не пасынки, и не открещивайтесь от нас руками и ногами, вы нас породили сами!» Как идеалисты смогли воспитать людей, далеких от нравственных ценностей?

— Этот вопрос в центре внимания спектакля: искра возникает именно от этого столкновения. Дети, как и учителя, примерно представляют, как жизнь устроена, играют по определенным , не ими придуманным, правилам. Они видят, как живут их родители, при этом понимают, что  в школе учат совершенно другому. Они пытаются верить, что идеалы — это высшая цель в жизни человека, но реальность — другая. И вот это столкновение реальностей жизни и школы и создает какой-то жуткий диссонанс.

— Зло наказуемо в этом спектакле?

— Нет никакого зла. Все мы ошибаемся, мы же люди — дети тем более имеют право на ошибку. В спектакле они ошибаются ценой жизни Елены Сергеевны, но именно таким образом у нее и получается реализовать свое призвание. Все ребята приходят к ней за ответом на вопрос, как жить и что такое счастье. И каждый получает свой ответ на этот вопрос.

— Александр, что вам еще хочется поставить?

— Я жизнь не подталкиваю. Я хочу играть, вижу в актерской профессии больше возможностей, лично для себя. Я не ставлю себе никаких режиссерских целей — появится что-то — пойдем поработаем.

Елизавета Ронгинская, cleverculture, 25.02.2024




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика