Анна Дюкова: «Играть то, что написано между строк»

Новая работа — это всегда возможность взмыть вверх. Актриса ТЮЗа имени А.А. Брянцева Анна Дюкова приступает к репетициям спектакля «Легкое дыхание» по рассказам Ивана Бунина. Обладательница редкой красоты и внутренней силы, смело бросающаяся в пробу и достигающая глубины смысла, Анна Дюкова — одна из ведущих актрис театра. Актриса служит в ТЮЗе 23 года и за ее плечами — Лидия Чебоксарова в «Бешеных деньгах», Вышневская в «Доходном месте», Елена Сергеевна в «Дорогой Елене Сергеевне», Гермиона  в  «Зимней сказке», Анна Сергеевна «Отцы и дети», Софья в «Горе от ума», Анна в «Анатоле», Эльмира в «Тартюфе» и многие другие, ставшие культовыми, роли. Сейчас в репертуаре актрисы 12 спектаклей, а в кинобагаже 34 работы. О том, почему проза Бунина ассоциируется с образом качелей, интересу к острохарактерным ролям, гастрольной деятельности, кино и звездной семье читайте в нашем интервью.

 

— Анна, вы приступаете к новой работе — репетициям спектакля «Легкое дыхание» Михаила Лебедева. Расскажите поподробнее, в каких новеллах вы будете заняты.

 

— Спектакль строится вокруг трех новелл: «Кавказ», «Степа», «Легкое дыхание», в каждой из которых женщина является жертвой разрушителя-мужчины. Я поинтересовалась биографией Бунина и узнала, что он был совершенно несчастливый человек с раненой душой: часто влюблялся, все было так хрупко. Жил в непростое время, уехал в эмиграцию, перебивался на какие-то гроши в Париже, затем отправился в Россию и по дороге умер. Он был какой-то потерянный человек, а иначе и не смог бы творить. Творцы не могут быть сыты и довольны жизнью.

 

Я занята в двух рассказах: «Кавказ» и «Легкое дыхание». В новелле «Кавказ» в центре повествования — жена, которая изменяет своему мужу, или, говоря иными словами, женщина, влюбленная в первый раз в своей жизни, желающая получить свое счастье. Бунин не дает оценки, о ком он пишет свое произведение, и это очень сильно, потому что, с одной  стороны, ты поддерживаешь женщину, которая живет с каким-то деспотом без любви и вдруг у нее возникает роман, а потом эта ситуация резко переворачивается — оказывается, что ее муж не может пережить измену и кончает жизнь самоубийством. Кто здесь пострадавшая сторона? Я уверена, что после этого выстрела любовь героев не будет легкой и безоблачной. В рассказах Бунина нет исключительно счастливого восприятия любви — дается лишь намек на счастье, которое тут же кто-нибудь прекратит, задушит, испортит. Образно я воспринимаю прозу Бунина как качели: женщина взмывает вверх, качели опускаются вниз и оказываются уже пустыми.

 

— О чем, на ваш взгляд, новелла «Легкое дыхание»?

 

— Это история о хрупкости таланта, человеческой харизме, женской энергетике — божьем даре, к которому нужно относиться очень бережно. В какую сторону режиссер это развернет — в сторону Ольги Мещерской или классной дамы, которая каждый праздник приходит на могилу девушки, неизвестно.

 

— Кто ваша героиня?

 

— Эта женщина, которая никогда не жила своей жизнью, она была увлечена своим никчемным братом, который погиб, потом стала убеждать себя, что служит делу педагогики, а затем -философии легкого дыхания. Она счастлива, что это легкое дыхание существует, хоть и не всем дано. Она — хранительница либо, возможно, обладательница этого таланта, мы еще не решили. Бунин очень объемный. Он скажет два слова, а за этими словами — бездна. Моя задача — сыграть то, что написано между строк, найти, что она за человек.

 

— В прошлом году вы сыграли Сару в спектакле «Иванов» Дениса Хусниярова. Ваша героиня находится на эмоциональном подъеме, но это носит трагедийный оттенок. Некий пир во время чумы…

 

— Похоже на то, она предчувствует смерть и потерю. Но это Сару не размазывает, а наоборот позволяет собраться. Она не сдается, пытается бороться ради любви, ради своего мужа и сохранения их отношений. Несмотря на чахотку Сара — самая здоровая, самая живая, самая активная героиня пьесы, это все остальные болеют, причем абсолютно разными болезнями. Чехов — очень сильный автор, за ироническим текстом скрывается ранимый человек.

 

Что такое Иванов, я не понимаю до сих пор. Герой раз пять за всю пьесу говорит, что разлюбил свою жену. Мне кажется, что это его защитная реакция и он имеет в виду: «Я не люблю ее настолько, чтобы вылечить ее, совершить чудо, чтобы вся эта болезнь рассеялась». Это разговор с роком, богом: он не может ничего изменить, но и не может смириться с ситуацией. Может быть, я его идеализирую. Мы читали всяческие работы критиков и исследователей — кто-то говорит, что Иванов — обыватель, а  кто-то радеет, что он талантливый человек.

 

— Кого вам хочется сыграть в будущем?

 

— Я бы хотела попробовать что-нибудь характерное, «Мамаша Кураж». Мне очень нравится репертуар Аллы Демидовой, хотелось бы быть похожей на нее.

 

— В прошлом году вы также приняли участие в премьере «Антигона» Александра Морфова, Кем является ваша героиня в этой истории?

 

— Евридика, жена Креона и мать Хемона  — никому ненужная женщина, которая находится в несчастном браке и постоянно испытывает боль. Я не знаю, удается ли мне за такую короткую сцену сыграть судьбу человека, но я пытаюсь. Вначале спектакля я также играю Иокасту, жену царя Эдипа — мне бы очень хотелось воплотить эту историю в отдельной работе. Я люблю античную трагедию, мне кажется, что в ней есть какая-то сила и нет никаких рамок.

 

— В этом сезоне режиссер Александр Иванов планирует возобновление знаковой постановки ТЮЗа «Дорогая Елена Сергеевна» уже в новом составе. Вы останетесь на заглавной роли?

 

— Я пока не отказывалась играть, но не очень понимаю, как начну эту работу заново. У нас была прекрасная команда, и мне трудно с ними расстаться. Наверное, что-то подобное испытывает учитель, прощаясь со своим любимым классом. Сейчас я буду репетировать с совершенно другим поколением ребят, которых я старше не на 7-8, а на двадцать лет.  Поэтому  у нас будет совершенно другой разговор — мы с ними абсолютно разные, и даже учились в разных школах — я — в советской, а они — нет. Я уверена, что это будет абсолютно новый спектакль.

 

— Анна, совсем недавно вы вернулись с гастролей из Буинска, сейчас находитесь на гастролях в Севастополе. Как вы относитесь к гастрольной деятельности?

 

— Перемена обстоятельств, места — это всегда глоток свежего воздуха.  Когда мы выезжаем на гастроли, у нас возникает возможность остановиться, подумать, спокойно пообщаться, мир посмотреть и себя показать. Мы были в Буинске, в Татарстане, и меня поразили люди — внешне и в общении они очень простые, разговаривают, как будто сто лет тебя знают, но в то же время они такие гордые и самодостаточные. Благодаря нашему спектаклю «Плыл кораблик белопарусный» они погрузились в северную русскую историю и философию Бориса Шергина.

 

Часто я вспоминаю о участии в Эдинбургском театральном фестивале, где мы играли спектакль «Контракт» Тимура Салихова. Это было настоящее приключение, авантюра. Мы были в чудесном, необычном месте, я всегда улыбаюсь, когда вспоминаю наши путешествия с Алисой Золотковой по улицам города в белых одеждах. Во время фестиваля Эдинбург гудит, ты находишься в эпицентре театрального мира.

 

— Какую роль в кино вы считаете самой удачной?

 

— Я снялась порядка в 34 картинах, но в памяти остались немногие. Для меня важна работа с А.И. Малюковым над фильмом «Григорий Р». Я запомнила эти съемки по включению режиссера, интересу к процессу, человеческому и профессиональному отношению. Я играла историческую личность, великую княгину Милицу Черногорскую, характерную роль. По сюжету — она находит Распутина, вместе с Вырубовой привозит ко двору, а потом, когда понимает, что Распутин сделал свой  выбор не в ее сторону, начинает всякие интриги.

 

Также у меня был опыт военного кино. В сериале «Смерть шпионам. Скрытый враг» Э. Пальмова я играла младшего лейтенанта Любовь Липинскую. В сериале «Бездна» Д. Петруня сыграла следователя, тоже любопытная работа. Театр я люблю гораздо больше — за его погружение в историю. Я бы хотела сняться в серьезном кино, где есть сценарий, образы, потому что работать по принципу «я в предлагаемых обстоятельствах» — это неинтересно. Сиюминутный роман с кино меня не очень устраивает, я люблю консервативные отношения.

 

— Ваш муж Илья Шакунов, исполнивший главную роль в сериале «Бездна», напротив, активно снимается в кино. Занят ли он сейчас в каких-то театральных постановках?

 

— В пандемию его пригласили в антерпризный спектакль «Когда ангелы шутят». Там собралась хорошая компания московских актеров: Светлана Антонова играет в дубль с Марией Подпорошиной, также заняты Дмитрий Мухамадеев, Григорий Сиятвинда. Илья воодушевлен этим общением — да и спектакль симпатичный, это сказка для взрослых, легкая рождественская история.

 

Илья увлекается поэзией и вдруг к нему подтянулась история с участием в концертах Юрия Башмета. Масштаб работы — впечатляющий, это музыкально-поэтическое действо, с симфоническим оркестром. В первом концерте Илья читал «Пер Гюнт», во втором — «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном», в третьем — любовную переписку Петра Первого и Евгении Лопухиной. А что касается кино, муж размышляет над тем, чтобы начать снимать что-то самому, но сначала хочет получить образование режиссера.

 

— Актерская династия продолжается? Ваша дочь Василиса исполняла роль Вирджинии в мюзикле «Кентервильское привидение» Виктора Крамера на сцене вашего родного театра.

 

— В этом году Василиса заканчивает школу, она усиленно учится, занимается в музыкально-эстрадном театре «Розыгрыш» в Аничковом дворце. Все в силе, нет никаких изменений, она хочет пойти в театральный вуз, собирается поехать в Москву. Сама готовит репертуар к поступлению. Мне кажется, она гораздо старше, практичнее и ответственней, чем была я в ее возрасте. Она уверена в своих силах, умеет правильно распределяться и расставлять приоритеты, а это необходимо в актерской профессии.

Елизавета Ронгинская, russcult.ru, 5.10.22




yamusic

Правила профилактики коронавирусной инфекции
Специальная линия «Нет коррупции!»
Охрана труда
Доступная среда
Продолжая использовать сайт tyuz-spb.ru, вы соглашаетесь на условия использования сайта. Более подробную информацию можно найти в Политике конфиденциальности.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика