Фестиваль объединяет людей, которым интересно изучение многогранности жизни

ТЮЗ имени А.А. Брянцева начал театральный сезон предельно активно: за премьерой спектакля «Сон в летнюю ночь» последовали гастроли на Международные фестивали. На этот раз мы поговорили с артистами и режиссером премьерного спектакля «Отрочество», посетившими XXIII Международный Волковский театральный фестиваль. Постановка является лауреатом премии «Театры Санкт-Петербурга — детям» в номинациях актерский дебют и лучшее режиссерское решение и представляет собой прочтение романа Л.Н. Толстого современным драматургом Ярославой Пулинович.

В 2019 году ТЮЗ уже принимал участие в фестивале со спектаклем «Близкие друзья» по повести Евгения Водолазкина. В этом году XXIII Международный Волковский театральный фестиваль называется «Островский: современники и современность» и приурочен к 200-летию со дня рождения драматурга. Фестиваль проходил в Ярославле и Рыбинске с 19 по 26 сентября. Среди участников — коллективы из Петербурга, Саратова, Донецка, Ижевска, Калуги, Сербии, Белоруссии и Армении.

— Как прошел первый гастрольный выезд?

Иван Орлов, режиссер спектакля: Я до последнего волновался, что это исключительно домашняя постановка, потому что она сочинялась в связи с конкретной площадкой ТЮЗа имени Брянцева, уникальное пространство которого подсказало, как проявить сознание Николеньки. Но театр, прежде всего, изучает взаимоотношения между людьми, и то, как наши артисты чувствуют и понимают историю Льва Николаевича Толстого, — важнее всех мизансценических придумок. Я невероятно счастлив тому, что «Отрочество» доказало, что может быть гастролирующим спектаклем.

Дмитрий Ткаченко, исполняет роль отца Петра Иртеньева: Эти гастроли были по-настоящему испытанием для всех нас. Последний спектакль был сыгран в конце сезона, и первый в сезоне мы играли на чужой площадке. Но зато где! В первом театре нашей страны. Театре им. Ф. Волкова. Да, было трудно, пространство сцены совершенно другое, Никита Афанасьев, художник, сочинял пространство и создавал атмосферу под нашу тюзовскую сцену. В традиционной «коробке» трудно было представить, что получится, но мы справились, заручившись поддержкой Вани Орлова, и сделали это достойно, отыграв два отличных спектакля в один день. Буду считать это подвигом для всех нас.

— Как принимал зритель?

Народная артистка России Ирина Соколова, исполняет роль бабушки Иртеньевых: Спектакль прошел очень хорошо. Это один из лучших спектаклей нашего театра — он отличается душевной теплотой, он очень нужен и подростку, и взрослому. Фестиваль сам по себе объединяет людей, которым интересно изучение многогранной философии жизни. Несомненно, наш спектакль приобрел новых поклонников друзей. Гастроли — это новые знакомства и для артистов, мы успеваем посмотреть город и спектакли наших коллег.

Иван Орлов: Встреча с другим зрителем — это очень важно, ведь в нашем спектакле он является действующим лицом, мы постоянно апеллируем к нему — есть сцены, которые вообще решены через взаимодействие с публикой. Конечно, петербургский и ярославский зритель — совершенно разные, поэтому у нас получилось сыграть абсолютно новый спектакль.

— XXIII Международный Волковский фестиваль был посвящен А.Н. Островскому, Ярослава Пулинович в прошлом году получила премию «К новому Оствоскому», учрежденную В ТЮЗе имени А.А. Брянцева Как переплетается драматургия Островского и Пулинович?

Иван Орлов: Островский сегодня является серьезным идеалом драматурга, которому мы все пытаемся соответствовать — все те, кто пишет тексты и занимается сегодняшним театром. Пьесы Островского являются определенным эталоном, камертоном, помогающим оценить собственное творчество. Будучи блестящим артистом, понимая драматургию через внутреннюю жизнь актера, пускаясь в экспедиции и изучая современный язык, то, чем живет человек сегодня, — всем этим Островский указал такой путь, по которому может пойти современный художник. Всему этому соответствует Ярослава Пулинович. Прежде всего, Ярослава очень театральный человек, она не писатель, который только сидит за столом, а деятельный человек, который вместе с режиссерами и артистами перерабатывает свои тексты, ездит в экспедиции, ничем не отличающиеся от тех, в которые ездил сам Островский. Драматурги близки уровнем постановки вопросов и задач, серьезностью погружения в театр.

— В пьесе смерть матери оказывается знаковым событием в жизни каждого персонажа. Чем было важно зарядить спектакль с самого начала, чтобы герои смогли выйти к свету?

Анна Слынько: Отдать столько, сколько было в этой матери и жене любви, и надеяться, что в самый тяжелый момент отчаяния это чувство будет нужно близким, и они будут в нем черпать силы жить.

— Как бабушке удается справиться с трагедией?

Ирина Соколова: Смерть ребенка — одна из самых ужасных потерь, которая может быть для матери. Наталья — ангел, который улетел, и когда бабушка видит внука в ней что-то просыпается — она видит в нем продолжение своей дочери, может быть это в какой-то степени дает ей силы жить и существовать.

— Почему отец не может услышать боль сына?

Дмитрий Ткаченко: Мне кажется, Петр Иртеньев и свою боль не способен был услышать. Она ковыряла его очень продолжительное время, проделывая дыру в его сердце — служба в армии, измены, гулянки, проигрыши и рискованные выигрыши — это накладывает отпечаток. Не будем искать причинно-следственные связи, скажу только, что он бежит от этой боли, боясь, что она вот-вот его настигнет, не хочет ее замечать, как не хочет признавать и замечать переживания собственного сына. И, конечно, переломным моментом является приступ Николеньки, который заставил отца остановиться и дать себя догнать всей непрожитой, скрытой боли и страху неизвестности.

— У вас череда гастролей. Это выбивает из привычного ритма или наоборот наполняет артиста?

Дмитрий Ткаченко: Да, в сентябре я уже побывал в Новороссийске и Ярославле, впереди меня ждет Кокшетау. Сказать, что это легко не могу, переезды отнимают силы и времени, приходится находиться в малоэмоциональном режиме «сохранения энергии», так я его называю. Гастроли в нашем театре были всегда, за почти восемь лет я успел научиться грамотно распределяться и быстро восстанавливаться, так что такая встряска при правильном подходе чаще актерски наполняет. Но это зависит и от того, как этим распорядиться — перевести стресс в обстоятельства героя на сцене, или же уйти с этим «в минус». Представим два сосуда — один «актер на сцене», другой «актер дома, в очереди на кассе, в метро и т.д.». И там налито поровну. Чтобы наполнить один сосуд, надо перелить в другой. Такая метафора для меня работает. С «Отрочеством» стресс от переездов я направляю в постоянный стресс моего героя о том, что все в его жизни не так, не осознавая, что это из-за неспособности брать на себя ответственность.

Семен Толов, исполняет роль Николеньки Иртеньева: Мы играли «Отрочество» два раза подряд, после длительного перерыва, впервые в сезоне, и все почувствовали, как выросли в этом спектакле. Гастроли раскрыли людей в бытовом ключе — ты начинаешь больше понимать своих партнеров и больше им открываться. Я понял, что гастроли — необходимый и самый верный способ по сплочению коллектива.

— Что вы успели посмотреть в городе?

Анна Слынько: Церковь Николы Надеина. Спасибо Ване Стрюку, который и рассказал про эту жемчужину Ярославля. В прошлую поездку мы обошли буквально все храмы. И я нашла свое, куда необходимо вернуться. Смотритель Светлана провела индивидуальную экскурсию, с воодушевлением, огромным желанием рассказывала о том, как Федор Волков создавал иконостас. Какой разносторонней личностью он был! Пожалуй, что в Ярославле мне удается чувствовать, насколько древняя история нашей страны. Этому есть свидетельства — храмы, в которых вся атмосфера уносит сознание, стираются границы, и есть уникальная возможность ощутить связь времен. Город уютный, осень в нем теплая, хорошо было получить отдохновение, просто пройдясь по улицам Ярославля.  Чудесно и в стенах театра.

Аглая Прокофьева специально для Musecube




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика