Musecube о спектакле-читке «Домик на окраине»

Кажется, что трагедии Великой Отечественной войны несовместимы с жизнью. Откуда у человека находились силы и вера, чтобы жить дальше? Как потери меняли их мироощущение? Что никогда не должно быть забыто? Прошло 76 лет со дня Победы и слава о великом подвиге русского народа передается из поколения в поколение. ТЮЗ имени А.А. Брянцева чутко реагирует на знаковые для страны события, стремится увековечить память о прошлом, а также делится важными для истории театра сюжетами. 9 мая состоялся спектакль-читка пьесы Алексея Арбузова «Домик на окраине». Это дань уважения всем участникам Великой Отечественной войны, а также актерам ТЮЗа, которые играли этот спектакль в военные годы.

Зимой 1941 года ТЮЗ был эвакуирован в уральский город Березняки, где проработал в течение 2,5 лет. За это время было создано 57 постановок, сыграно 709 спектаклей и 15 больших театрализованных концертов. Театр не только функционировал в помещении ДК имени В.И. Ленина, но и отправлялся с гастролями для рабочих по реке Кама, посещал госпитали, шахты, ездил с выступлениями на Северо-Западный фронт. Таким образом, реализовывалась священная миссия театра: укрепление силы духа трудящихся в тылу и служащих на передовой. Сейчас невероятно важным оказывается хранить эту историческую память о прошлом, помнить о мужестве русских людей, каждый из которых приблизил светлую Победу!

Впервые коллектив ТЮЗа имени А.А. Брянцева прочитал пьесу Алексея Арбузова в сентябре 2020 на фестивале «Спасибо, Пермь!», посвященном 75-летию Победы. Пермский край стал не только местом спасения оголодавших и измождённых блокадой артистов, но и полем для борьбы. Зрители с огромным желанием и превозмогая невзгоды посещали спектакли, чувствуя, как плодотворна животворящая сила искусства. Репертуар был довольно широким: показывались спектакли как для детей, так и для взрослых, было организовано отделение кукольного театра. В это время в Березняках работали: основатель ТЮЗа Александр Брянцев, режиссер Екатерина Лепковская, актер и режиссер Леонид Макарьев, артист Бруно Фрейндлих, актриса Нина Казаринова, актер Георгий Тейх и др. В ДК имени В.И. Ленина установлена памятная мемориальная доска, посвященная этим самоотверженным годам работы театра в городе, прошедшим под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!»

Помнить. Гордиться. Переосмыслять. Брать пример. Не сдаваться

Второе чтение пьесы состоялось 9 мая 2021 года на Большой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. Формат читки позволил одновременно насладиться текстом драматурга и личностным высказыванием актера, каждый из которых пытался понять персонажа вместе со зрителем. Возможность увидеть процесс поиска, минимум театральности приближает историю Арбузова к первозданности, словно эхо транслируя события былых времен. Режиссер и актер театра Андрей Слепухин, исполняющий роль мечтателя Алексея Кустова, делится своими мыслями о том, что: «Читка создается для того, чтобы зритель впервые познакомился с текстом, который еще никак не интерпретирован и не осмыслен. Необходимо найти подход, чтобы текст зазвучал. Я люблю хороший текст, и если он есть, прочитать его, что-то поискать – это уже очень много. Мне хотелось работать с пьесой Арбузова максимально лаконично, точно, чтобы все происходило в сознании зрителя. Я стремился убрать внешние эмоции и нащупать логику текста».

Пьеса «Домик на окраине» рассказывает об истории трех сестер, проживающих в небольшом городке под Москвой. Все они трудятся на танковом заводе, которому отдал свою жизнь их отец. Идет июнь 41 года, и никто не помышляет о войне: каждый занят своими мечтами, любовью, взрослением и поиском себя. Война меняет ракурс внимания людей: все силы направляются на то, чтобы обеспечить армию танками и людьми. Мгновенно повзрослевшие герои берут на себя ответственность и проявляют неведанную смекалку и выдержку, проходя сквозь череду потерь и лишений. Желание всем своим существом трудиться во благо страны, умение ценить секунды счастья, единение с народом рисуют теплую, сердечную историю. Семья Ивановых, где сестер зовут Вера, Надежда и Любовь – аллегория всей России, беззаветно стремящейся жить. Во что бы то ни стало.

Помнить. Гордиться. Переосмыслять. Брать пример. Не сдаваться

Режиссером читки выступил народный артист России, Валерий Дьяченко. Он размышляет о том, что: «Герои пьесы стали частью нашей жизни. Мы открыли их для себя и полюбили. Они так же, как и мы, любили и страдали, трудились и верили, мечтали и отчаивались, и снова надежда окрыляла их… Война убивает жизнь, но невозможно сломить дух и высоту человеческих стремлений. Вера, Надежда, Любовь – три сестры, героини пьесы, работницы танкового завода на окраине Москвы, их друзья, любимые, Женька Шеремет, Алёша Кустов, Данила – молодые люди, которых мы застаём за неделю до начала войны, они счастливы, трудятся на заводе, отмечают день рождения, впереди целая жизнь… Война разрушает человеческие судьбы. Погибает Алёша, «так любивший Наденьку, как никто на свете не сумеет». Так скажет о нём его друг Женька Шеремет Наденьке, потерявшей на войне зрение. Во время войны теряет значение всё наносное, оставляя сущностное в человеке, и только вера, надежда и любовь составляют смысл жизни. Внутренний сюжет пьесы объединяет персонажей, которые, «считая государственное дело своим кровным, личным, создали завод, необходимый фронту». Но люди – во все времена люди. Пьеса эта – классика нашей литературы. Она интересна человеческими судьбами и характерами, прекрасным литературным языком».

Роль старшей сестры Веры исполнила актриса Анна Дюкова. Она – стержень семьи, всегда идет только вперед, ратуя за общее дело. Актриса подчеркивает, что «Три сестры обладают чувством долга, преданностью своей родине, верой в идею «если не я, то кто». Вера – самая деятельная и в то же время самая зависимая из сестер. С 11 лет на ней  держится вся семья, у нее не было возможности выбрать свой путь. Но именно отсутствие выбора помогает моей героини идти дальше. Она обладает хорошими качествами лидера, организатора и желает отомстить за смерть брата и любимого человека, поэтому берет на себя еще большую ответственность. Вера отрекается от своего эго, вследствие чего рождается новая героиня. Когда человек отрекается от себя, он побеждает в чем-то большем. Вера символизирует образ рабочей женщины, при этом, к сожалению, внутренне оставаясь очень несчастной».

Помнить. Гордиться. Переосмыслять. Брать пример. Не сдаваться

Младшую сестру, Надежду, играет Анна Мигицко, обладатель премии «Золотой софит» и Молодежной премии Санкт-Петербурга. Ее героиня – упорно хочет найти свое место в жизни и искреннюю любовь. Она проходит большой путь и получает тяжелое ранение, в результате которого теряет зрение, но остается верна своему выбору. Анна уже не в первый раз играет героиню с непростой судьбой: ее Вера из «Обрыва» имеет определенные черты сходства с арбузовской героиней. Актриса считает, что: «У Надежды есть представление, как должна складываться ее жизнь, даже война не мешает ей идти к цели, она преодолевает все преграды. Ее стойкость духа и сила воли связывает ее с Верой из «Обрыва». Вера принципиальная, но более порывистая, она мечется в поисках смысла. Это два ищущих человека, гнущихся свою линию и не откланяющихся от своих устоявшихся взглядов».

Стремление погрузиться в опыт прошлого связано с желанием осознать, насколько большое влияние оказали на человека военные действия, понять, как работает коллективная воля и что на самом деле является важным в жизни. Андрей Слепухин отмечает важность говорения на тему войны: «Критик Антон Хитров написал пост в Фейсбуке о том, что все хорошие спектакли о войне сделаны людьми, которые на ней были, и непонятно, имеем ли мы право и нужно ли молодым ставить спектакли о том, чего мы не знаем. Учитывая, что у нас стоит в гражданской повестке дня, я понимаю, что это необходимо: у нас раздаются только однобокие отзывы, настоящие голоса и тексты молчат, война показана только с одной стороны. Можно взять пьесу Лены Греминой про блокаду, воспоминания Николая Никулина, автобиографичную прозу Александра Володина «Записки нетрезвого человека», и попытаться сделать правдивую историю. Война превратилась в тотальную радость, некий  патриотический продукт, и все очень быстро забыли, что это был просто ад. Нужно попытаться осознать, какой ценой далась победа».

Помнить. Гордиться. Переосмыслять. Брать пример. Не сдаваться

Анна Мигицко добавляет, что: «9 мая — это наша общая история и дорого то, что мы говорим о войне со сцены. Валерий Анатольевич Дьяченко шаг за шагом погружал нас в материал, направлял в поиске языка, – работа пронизана его трепетом и любовью. Мне дорог язык, который мы выбрали: мы говорим о войне честно, ничего не играя, у нас нет реквизита. Структура спектакля исключительно тонкая — мы говорим от себя, лишь иногда чуть соприкасаясь с персонажем. У Арбузова удивительный, эмоциональный язык, он подробно передает ужас войны и прелесть любви в это страшное время, тонкие взаимоотношения с людьми. Когда соприкасаешься с материалом о войне, переосмысляешь всю свою жизнь…»

ТЮЗ имени А. А. Брянцева исследует жизнь человеческого духа в переломные моменты российской истории, вселяя в людей уверенность, что все преодолимо, главное — не терять человечность и надежду на светлое будущее.

Аглая Прокофьева специально для Musecube 




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика