Надо говорить с детьми на вечные темы // Вечерний Санкт-Петербург, Интервью с директором театра Светланой Лаврецовой

 Театр юных зрителей имени А. А. Брянцева давно сблизил зрителей разных поколений, которым интересно смотреть и знаменитую сказку про Конька-Горбунка (ею в 1922 году открылся театр), и авангардных «Носорогов» по пьесе Ионеско, и классические спектакли. Через два месяца – в день основания театра, 23 февраля, – у его директора Светланы ЛАВРЕЦОВОЙ творческий юбилей: четверть века как она им руководит. 

– Светлана Васильевна, понятно, что театром руководить не просто, а ТЮЗ – театр особенный, он должен учитывать детскую психологию и, как считалось в советское время, воспитывать нового юного зрителя… 
 
– Да, ТЮЗ – порождение советского времени, и ничего плохого в этом нет. Наоборот, тогда был заложен очень хороший педагогический фундамент, основанный на психологии подростка. Ведь наш театр создавался Александром Александровичем Брянцевым вместе с командой педагогов, творческих людей, художников, композиторов, актеров и режиссеров, и его называли «театром детской радости», хотя в его репертуаре были не только сказки, но и русская и зарубежная классика. Здесь всегда ставили Островского и Шекспира, Гоголя и Пушкина, и репертуар разбивался на несколько возрастных групп, которые мы и сейчас стараемся сохранить: младшие школьники, средний и старший школьный возраст, старшеклассники и молодежь. Зиновий Яковлевич Корогодский (художественный руководитель Ленинградского ТЮЗа. – Л. К.) говорил, что мы должны приучать молодых людей ходить в театр, что на сцене они должны видеть своих сверстников, поэтому труппа всегда должна омолаживаться, что, собственно, у нас и происходит. Мы также разработали цикл абонементов для зрителей разного возраста. И еще немаловажно: мы думаем о комфорте зрителей. 
 
– В чем это выражается? – Мы учли ошибки других театров: поменяли кресла, сделав их более узкими, – так, чтобы можно было свободно пройти в середину, не поднимая никого. У кресел два подлокотника, опять же, чтобы было удобнее сидеть. И теперь антрепризные спектакли в обновленный зал тоже любят привозить. Кстати, следующий год – Год театра, и его логотип копирует схему нашего уникального зрительного зала, который создан по принципу античной орхестры. 
 
– Помимо антреприз у вас еще проходят фестивали – «Радуга», например, и на днях вы даже получили специальный диплом «За развитие фестивального движения в Петербурге». Идут и съемки патриотического проекта «Герой нашего времени». В одной из программ, посвященной освоению космоса и гражданской авиации, на сцену ТЮЗа вышли настоящие герои – космонавты, летчики – те, с кого молодежь, по словам председателя ЗакСа Вячеслава Макарова, должна брать пример. Тогда же Вячеслав Серафимович наградил Большой золотой медалью парламента и вдохновителя программы – блокадницу Нину Ивановну Полтавченко, маму бывшего губернатора, ветерана «Аэрофлота», отдавшей гражданской авиации 55 лет жизни…
 
 – Председатель городского парламента и остальные депутаты первыми откликнулись на идею создания этого проекта, сочли его важным для воспитания патриотических настроений, профинансировали его и поддерживают до сих пор. Эта программа необходима. В стране ежедневно совершаются героические поступки, о которых мы ничего не знаем, – будь то мать-героиня, взявшая на воспитание десять детей, или шестиклассник Вадим Изотов, спасший из огня прабабушку. Сегодня мы понимаем, что надо говорить с молодежью постоянно, и через тему о подвигах больше рассказывать о настоящих героях, чаще ставить фильмы и спектакли. И тогда юноши и девушки, присматриваясь к героическим поступкам других людей, начинают понимать, что надо делать, как поступать. Отчего-то мы стесняемся говорить слово «патриотизм», чтобы не быть заподозренными в излишнем пафосе, и напрасно. Ведь мы хотим сделать так, чтобы ребята гордились своей страной.
 
 – По вашей инициативе в ТЮЗ приглашаются ведущие режиссеры, актеры. Неужели в театре кадровый голод? – Нет конечно! Просто у нас очень много разных предложений, есть из чего выбирать. Правда, иногда переговоры заходят в тупик из-за сильной загруженности режиссеров и актеров. Например, с Лембитом Петерсоном театр давно уже договаривается, чтобы поставить «Мнимого больного» Мольера. Также давно ведем переговоры с болгарским режиссером Александром Морфовым, чтобы он поставил «Ромео и Джульетту». Елизавета Бондарь, которая привозила к нам на фестиваль «Радуга» спектакль «Пилорама плюс» из Ярославля, будет ставить Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Артем Устинов, выпустивший на нашей сцене замечательный спектакль «Зима, когда я вырос», приглашен для постановки нового спектакля – «Спички» по пьесе Константина Стешика. Проведены переговоры и с дочерью Питера Брука – Ириной, которая будет работать над «Золушкой»…
 
 – Если взглянуть на афишу, то можно увидеть много драматических спектаклей 18+, мюзиклов. Собираетесь конкурировать со взрослыми театрами? 
 
– Наш театр особенный: здесь всегда была сильная поющая и танцующая труппа. Когда набирали специальный курс для ТЮЗа, то предполагалось, что актеры должны уметь все. У Корогодского в спектаклях даже были акробатические номера! ТЮЗ всегда был кузницей, собирая под своей крышей выдающихся актеров и выпуская их в большое театральное пространство. Достаточно назвать имена: Чирков, Черкасов, Бруно Фрейндлих, Кадочников, следующее поколение – Волкова, Тараторкин, Шуранова, Хочинский и так далее. 
 
– На сцене театра идут Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Шекспир, где театральным языком повествуется о сложных судьбах, драматических ситуациях. Не маловато ли позитивных эмоций для юных зрителей? 
 
– Знаете, одна мама нам написала, что спектакль «Летучкина любовь» – страшный, потому что там поднимается тема суицида. Но я с этим не согласна: мы, наоборот, говорим с детьми на вечные темы. Ведь когда ребенок достигает подросткового возраста, в это время ему кажется, что мама и папа – не самые главные ориентиры в его жизни. И он вступает в конфликт с родителями. У него могут возникать несуразные мысли – вот я умру и посмотрю, как вы без меня поплачете… А в «Летучкиной любви» говорится: поднимитесь над собой, посмотрите с этой высоты на себя, родителей, на мир, в котором живете, – и поймете, что в вашей жизни главное и нужно ли уходить из этого мира. Или лучше изменить себя. 
 
– Как проходят ваши директорские будни?
 
 – Театр забирает у меня все время. И когда я в три часа ночи отправляю последние письма, то беру с собой домой бумаги, документы, а в восемь утра уже кому-то пишу новое письмо. В коллективе иногда говорят: «А спит ли она?» Но в семье меня понимают – все мы творческие люди: одна дочка – студентка третьего курса, которая, можно сказать, выросла за кулисами и уже выпускает спектакли как художник по костюмам. Она работает в связке с папой – сценографом. А вторая дочь – театровед, но сразу ушла в кино и стала работать вторым режиссером, занимается планированием картин. Вся наша жизнь в искусстве. 
 
– На Пионерской площади открывается главная рождественская ярмарка города. ТЮЗу, как говорится, сам бог велел как-то участвовать в этом празднике… 
 
– Уже несколько лет Рождественская ярмарка проводится у ТЮЗа, и кому, как не нам, не театру, по ступенькам которого должен спускаться всероссийский Дед Мороз, участвовать в ней. Площадь перед театром находится в оперативном управлении ТЮЗа. То есть все развлечения будут проходить на нашей театральной площади. Ну а со своей стороны мы всегда к Новому году выпускаем спектакль: в фойе установлена елочка, будут там и Дед Мороз со Снегурочкой, и ежедневные интермедии, игры, викторины… А потом премьера – «Снегурушка» по пьесе писателя Михаила Бартенева, на которую из фойе придут наши юные зрители. Это наш новогодний подарок городу. 
 
Беседовала Людмила КЛУШИНА
 




Правила профилактики коронавирусной инфекции
Специальная линия «Нет коррупции!»
Охрана труда
Доступная среда
Продолжая использовать сайт tyuz-spb.ru, вы соглашаетесь на условия использования сайта. Более подробную информацию можно найти в Политике конфиденциальности.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика