Открыть глаза на мир: как прошла премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна»

В ТЮЗе им. А. А. Брянцева состоялось второе рождение спектакля «Дорогая Елена Сергеевна». Режиссер Александр Иванов выпустил новую версию пьесы Людмилы Разумовской. Анна Дюкова осталась в заглавной роли, а молодые артисты, недавно пополнившие труппу, – Семен Толов, Данила Лобов, Ирина Волкова, Юлия Корж, Никита Худяков – сыграли десятиклассников, пришедших к учительнице за ключом от сейфа с экзаменационными работами. Конфликт идей и мировоззрений – в духе Толстого и Достоевского, наполненное глубиной молчание, подвиги, в античном смысле и отстаивание своего я – все это можно увидеть в премьерном спектакле на Малой сцене театра, превратившейся в квартиру героини. Максимальная близость зрителя активно включает его в диалог и делает соучастником происходящего.

Что общего с Достоевским

Каким бы увлекательным ни был сюжет пьесы «Дорогая Елена Сергеевна», написанной в 1980 году, после фильма Эльдара Рязанова, прозванной советским триллером, он уходит на второй план, потому что в центре внимания оказывается разговор людей о жизни, о том, как можно и должно существовать на свете.

Подростки приходят к учительнице по математике, у которой хранится ключ от сейфа, где лежат написанные утром с ошибками экзаменационные работы, которые они хотят подменить. Они посещают ее под предлогом поздравления с днем рождения, лишь спустя время раскрывая свой истинный повод. Мажорные краски постепенно меняются на минорные, драматизм накаляется, ко второму акту достигая своего апогея. Компания десятиклассников под предводительством Володи обнажает свои истинные лица и проверяет, насколько их идеи совместимы с жизнью. Каждый из героев стоит перед выбором – оставаться честным человеком или пойти на подлость.

Смелые на словах, они не могут пойти так далеко в реальности. Лишь Владимир, яркий представитель золотой молодежи, решивший, как некогда Раскольников, проверить, вошь он или Наполеон, идет до конца. И он делает свои выводы – об одиночестве сильных, жестокости и непримиримости, лживости, которые сопутствуют успеху. Цена победы слишком велика, и герой горячо переживает случившееся. Ломка другого человека ломает и его самого. Разумный и уверенный в своей правоте герой – хороший психолог, но и он постепенно теряет самообладание, видя, как меняется Елена Сергеевна. Никита Худяков, исполняющий роль Володи, доходит до настоящей агонии одиночества, лишь в конце спектакля обнажая, каких усилий ему стоила эта игра.

Паша, будущий достоевсковед, размышляет над происхождением зла и сам встает на путь предательства, между любовью и покровительством друга выбирая последнее. Он искренне не понимает, почему Елена Сергеевна отказывается им помочь. «Мама, мы ваши дети!» – восклицает герой, подчеркивая неразрывную связь поколений и роль учителя в формировании личности. Он презрительно относится к бессеребренничеству Елены Сергеевны, служению идеалам чистоты и правды, считая всех взрослых лицемерами. Мальчик последователен в своих размышлениях и даже на время заставляет засомневаться Елену Сергеевну в своей правоте. Постепенно средства борьбы уничтожают саму цель: происходит подмена ценностей, Паша предает любовь с Лялей. Данила Лобов рисует образ практичного юноши, искренне пытающегося для себя понять устройство мира на примере героев из литературы. Одновременное стремление к идеалам и отторжение их, так как они противоречат жизни, переполняет героя. Артист рисует амплитуду переживаний, доставая из своего героя самые низменные инстинкты.

Фото: предоставлено пресс-службой ТЮЗа имени А. А. Брянцева

На пике боли

А вот Ляля Ирины Волковой – жалостливая, но сфокусированная на достатке героиня, привыкшая к тому, что ее желания воплощаются в жизнь. Ляля забывает о женской солидарности и пытается раскрыть глаза Елене Сергеевне на то, какое внешнее впечатление она производит на окружающих. Она ценит комфорт и стремится к красоте жизни. В итоге ситуация оборачивается против самой девочки, и она тоже становится пешкой в шахматной партии Владимира и Елены Сергеевны. Героиня постепенно прозревает, понимая, какой страшный эксперимент над душой человека они поставили. Актриса купается в свободе и смелости своей героини, при этом обнажает душу, тянущуюся к свету.

Витя, как мальчик тонкий и чувственный, всеми силами пытается отрицать всю щекотливость и аморальность происходящего, передавая ответственность Володе. Убежденный в том, что они победят, он воспринимает все как шалость. Но события начинают разворачиваться не по казавшемуся таким реальным сценарию. Витя отступает, видя, как сильна и цельна героиня в своей непоколебимой правоте. Семен Толов делится самым сокровенным – артист трепетен и искренен в своей боли.

Елена Сергеевна Анны Дюковой – носитель света и истины. Несломленная, несмотря на подкосившиеся ноги, полная света и силы, несмотря на то, что лишена свободы, идущая до конца героиня – настоящая мученица. Монолог у окна – самый яркий момент противостояния героям, пик боли и чувств героини. В этот момент умирает часть ее души, потому что она отдает ее детям – показывает своим примером, как надо жить. Ей пытаются внушить, что у нее ничего нет, а то, как она существовала, ошибка. Она сомневается, вступает в демагогию и старается понять героев, но все-таки возвращается к незыблемости своих убеждений. У нее есть ее мир, взгляд на жизнь, уверенность, что все происходит так, как должно, и это невозможно отнять. Анна Дюкова восхищает своим образом и заряжает зрителей энергетикой и силой, громогласно объявляя, что надо жить согласно идеалам любви, чистоты и порядочности.

Жить – это возможность являть себя, и надо ценить эту возможность дышать легко и свободно. Надо быть собой и не бояться этого. В этом спектакле каждый проявляет свои качества максимально, обнажая свою душу. Душу темную, светлую, запутавшуюся, но трепетно дышащую и стремящуюся понять жизнь. Елена Сергеевна причащает детей к миру, отдавая себя на растерзание. Это последний урок, который она преподает, – примеряет на себя те идеалы, о которых она привыкла говорить в школе. Ведь дети приходят к ней не за ключом к сейфу, а за ключом к жизни.

Елизавета Ронгинская, Петербургский дневник, 20.03.2024



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика