Светлана Лаврецова: «У зрителя должна быть вера в то, что происходит на сцене»

Петербургский дневник, 26.07.2024, Марина Алексеева

Этот год для директора ТЮЗа имени А. А. Брянцева, заслуженного работника культуры РФ – особый.

Исполнилось 30 лет, как Светлана Лаврецова руководит театром. Впереди – личный юбилей. О жизни театра и его миссии Светлана Васильевна, которая с 2021 года возглавляет редакционный совет «Петербургского дневника», рассказала нашему изданию.

– В июле ТЮЗ закрыл свой 102-й сезон. Каким он был для театра?

– Невероятно насыщенным! Мы выпустили 11 премьер. Конечно, это большой труд и интенсивная работа всего коллектива, но каждый раз на премьерных поклонах мы испытывали настоящее счастье.

Мы провели наши традиционные фестивали – «Б’АРТ’О» и юбилейный «Молодежь. Театр. Фест». В совершенно новом формате прошел 25-й Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов с профессиональным международным жюри и мастер-классом, который провел наш бывший актер Егор Дружинин. Юбилей отметил и проект «Герои нашего времени». Театр много ездил по России и в зарубежные страны.

Новый 103-й театральный сезон мы откроем в начале августа гастролями в Москве. А первый спектакль на родной большой сцене сыграем 6 сентября. Это будет премьера пьесы Михаила Лермонтова «Маскарад» в постановке главного режиссера театра Сусанны Цирюк.

– Чуть более года назад вы пригласили Сусанну на должность главного режиссера. Приходите к общему знаменателю?

– Всегда. Когда к нам в театр пришел Адольф Яковлевич Шапиро (художественный руководитель ТЮЗа с 2007 по 2021 год. – Ред.), он собрал коллектив и заявил: «У меня будет диктатура. Я буду принимать решения сам». Однако мы все решали сообща. Мы могли поспорить при закрытых дверях, но к коллективу всегда выходили с единым мнением. Вместе с Адольфом Яковлевичем мы дали театру новый вектор развития.

С Сусанной мы стараемся поступать так же. Ей, конечно, пришлось пожертвовать многим, ведь она работала как режиссер-фрилансер и была очень востребована. Придя к нам, она изучила внутреннее состояние театра, пригласила других режиссеров, во всем им помогала.

«Маскарад» – это музыкальная постановка. Она стала возможной благодаря уникальной синтетической труппе ТЮЗа. Наши артисты владеют не только драматическим мастерством, они прекрасно поют и танцуют.

Сейчас наша задача – «загрузить» спектаклями Новую сцену, она недавно была модернизирована. Это бело-черное пространство с уникальным зеленым полом, который поглощает и грамотно отражает театральный свет, буквально до мелочей продумано известным театральным художником Александром Боровским. И мы с Сусанной работаем над обновлением репертуара, который получит свое воплощение на этой сцене.

– Известна крылатая фраза о том, что для детей надо писать как для взрослых, только лучше. Между тем часто сетуют, что очень мало хороших пьес, особенно для молодежи и подростков.

– Ребенок всегда чувствует фальшь. Надо воспитывать его собственным примером, говорить правду, чтобы не было разницы между тем, что ты говоришь и что делаешь. И это должно находить отражение и в драматургии, и в режиссуре.

Мы одними из первых в России создали драматургические лаборатории. А не так давно у нас появилась «Пьесочница» – творческая лаборатория, где мы обсуждаем пьесы для самых маленьких и продолжаем искать новые театральные формы.

Очень важно, чтобы у зрителя была вера в то, что происходит на сцене. Наша самая главная и требовательная аудитория – подростки и молодежь, которым еще предстоит выбирать свой дальнейший путь. Они должны слышать правду о себе, рассказанную на их языке. В молодых актерах зритель должен видеть сверстника, у которого такие же, как у него самого, проблемы, мысли и мечты. Только в этом случае зритель доверится театру. И наша задача состоит в том, чтобы в репертуаре было все лучшее, что есть в мировой классике, рассказанное ярким и доступным для молодежи театральным языком.

– ТЮЗ всегда ориентировался на зрителей трех поколений.

– Да, наши основоположники справедливо считали, что тюзовские зрители – это аудитория от 7 до 70. И это тоже правильно. Поэтому у нас в театре три сцены, мы работаем в том числе для взрослых людей. И всегда призываем наших зрителей ходить на спектакли всей семьей, а потом дома обсуждать увиденное. Этот аспект педагогической политики ТЮЗа еще в шестидесятые годы исповедовал Зиновий Яковлевич Корогодский, который руководил театром четверть века.

Но я категорический противник нового движения 0+ в театре. Выдающиеся режиссеры и педагоги, создававшие наш театр, неспроста отправляли всех дошкольников в кукольный театр. Моя позиция и позиция тех людей, которые создавали тюзовское движение, состоит в том, что такое ноу-хау не должно распространяться по тюзам. Об этом мы будем говорить на Санкт-Петербургом международном культурном форуме, где мне доверили провести панельную дискуссию.

 ТЮЗ называют театром особого назначения. В чем это выражается?

– Конечно, наш театр связан с воспитанием подрастающего поколения, с формированием мировоззрения молодежи. В свое время ТЮЗы были в авангарде патриотического воспитания. Потом об этом постепенно забыли, а зря. Пора уже перестать стесняться слова «патриотизм», вот только кричать о нем не надо. Да, мы поддерживаем молодых режиссеров и их смелые опыты в поисках нового художественного языка. Но при этом наша главная задача – сделать так, чтобы дети выросли в понимании величия своей страны. Нужно воспитывать порядочных людей, прививать любовь к родине средствами в том числе и театрального искусства. Главное – делать это аккуратно, без излишнего назидания.

Мы в нашем ТЮЗе придумали проект «Герои нашего времени», где встречаются герои настоящие и артисты, которые воплотили их образы в кино и на сцене. В числе наших героев, например, был летчик-космонавт СССР Сергей Крикалев, который рассказывал о своих полетах. Артист Евгений Миронов, сыгравший космонавта Алексея Леонова в фильме «Время первых». А Сергей Пускепалис, исполнивший роль врача, работавшего в Сирии, познакомился на нашем проекте с настоящим доктором, ставшим прототипом его персонажа. Представьте себе, настоящие герои и кинозвезды в живой беседе с залом! Ребята слушали их, затаив дыхание. Герои могут быть в любой профессии. И, когда мы видим, что они живут совсем рядом, понимаем, что есть у кого учиться.

Сегодня наш проект взяли на вооружение многие другие театры страны. Но мы были его основоположниками.

– Несмотря на запрет российской культуры на Западе, ТЮЗ много гастролирует. Как вам это удается?

– Мне кажется, все зависит от того, как ты притягиваешь людей. Иногда я звоню, представляюсь, а мне говорят: «Ну кто не знает вас, Светлана Васильевна?!» Конечно, это приятно. Кто-то даже назвал меня константой, потому что сегодня так надолго не задерживаются в театре. А это очень важно, чтобы мы знали, общались и поддерживали друг друга.

Мне кажется, что в первую очередь нам помогает дружба. У нас сложились очень теплые отношения с Китаем, где я даже преподавала, с Тунисом, Алжиром, Сербией.

Для меня главным событием этого года стало участие в фестивале Эмира Кустурицы «Кустендорф». Мы видели, как там уважают и любят этого человека. У нас везде была зеленая улица, потому что мы гости профессора – так зовут Кустурицу в его этнодеревне Дрвенград.

Гастроли позволяют нам познавать культуру других стран, знакомить их с нашим культурным наследием. И мы не собираемся на этом останавливаться – впереди Москва, Астрахань, Ярославль и Ростов-на Дону, новые знакомства и проекты.

Мы очень много гастролируем по России. Благодаря программе Министерства культуры «Большие гастроли» мы побывали во многих городах нашей страны. Актеры уже смеются, что могут не разбирать свои чемоданы! Гастроли всегда обогащают.

 Как при таком насыщенном графике, да еще имея массу общественных обязанностей, вы все успеваете?

– Я ложусь спать после двух, встаю в 7.40. Мне хватает этого времени, чтобы восстановиться. Может быть, если сбросить темп, полежать на пляже, то потом будет тяжело включаться в работу. Но я привыкла жить в таком драйве. И это не потому, что я с 24 лет директор ТЮЗа. Уже будучи на этой должности, я 8 августа родила дочку, а 8 сентября была на работе. И вся моя жизнь проходит в таком плотном, насыщенном и безумном темпе. Пока энергии хватает, за мной даже молодежь порой не успевает.

Сейчас мы возили в Казань спектакль. В последний момент продюсер не смогла с нами работать, а остановить процесс было уже невозможно. И я сама стала продюсером – выстраивала логистику, обклеивала город плакатами, подключила всех, кого только можно. Мы блистательно отыграли и провели все на высочайшем уровне. Трудности появляются каждый день. Их надо преодолевать, идти к победе. Этому я и учу молодежь.

– О чем вы мечтаете? Какой подарок хотели бы получить?

–  Я мечтаю о внуках, но две мои дочери больше заняты карьерой. Они говорят: «Мы тебя бабушкой не представляем, поэтому и не пытаемся сделать».
А еще я давно мечтаю о фонтане. Чтобы днем вокруг него прогуливались мамы с колясками, а по вечерам собиралась молодежь. Я уже выходила с этим предложением, но пока все идет очень медленно. Так что иду по тернистому пути к созданию фонтана у театра.




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика