Театр юных зрителей: какие тайны хранит закулисье

В феврале Театр юных зрителей имени А.А. Брянцева отметит 100-летний юбилей. В ТЮЗе рассказали и показали, как актеры и их невидимые помощники готовятся к спектаклям

Говорят, что Театр юных зрителей находится в географическом центре Петербурга. Если кто-то и решится оспаривать этот факт, то возражать против того, что именно ТЮЗ является центром притяжения детей, подростков и молодежи, не осмелится никто.

Свой первый спектакль по сказке Петра Ершова «Конек-Горбунок» театр представил на суд общественности 23 февраля 1922 года. Данные городского архива погоды свидетельствуют: это был типичный зимний день с температурой воздуха до минус 10 градусов.

Сегодня на улице примерно такая же погода. И значит, выбранный нами спектакль под названием «Зимняя сказка» подходит для экскурсии по закулисью как нельзя лучше.

ВСЕГДА НАЧЕКУ

До начала одного из самых популярных спектаклей ТЮЗа, поставленного режиссером Уланбеком Баялиевым, немногим более часа. И хотя постановка идет уже не первый год, напряжение ощущается. Одни сотрудники наводят последний лоск на сценические костюмы. Другие бегут на склад, чтобы приготовить реквизит, а третьи стремительно пролетают в грим-уборную, чтобы успеть загримироваться перед выходом на сцену.

«У меня очень интересная работа. Мы храним костюмы, приводим их в порядок. А во время спектакля помогаем артистам переодеваться», – рассказывает костюмер Мария Свиридова. Работает она в ТЮЗе три года. И за это время уже случалось всякое. То пуговица на пиджаке оторвется, то молния разойдется.

«Особенно приходится переживать за корсеты. Раньше их делали на крючках. А теперь, чтобы быстрее переодеться, – на молнии, а она быстро выходит из строя», – объясняет Мария. А потом делает неожиданное признание: «Для костюмера очень важна стрессоустойчивость. Надо всегда быть начеку». И добавляет, что до окончания спектакля никогда не покидает свой пост за кулисами.

УДИВИТЬ ПУБЛИКУ

Не помешают хорошие нервы и работникам постановочной части. В нее помимо костюмерного цеха входят монтировочный, осветительский, гримерный, бутафорский, пошивочный и радиоцех.

Все сотрудники, а это 55 человек, находятся в ведении заведующего Артема Шеремета. По тому, с каким увлечением он рассказывает о своей работе, ясно: этот человек – на своем месте.

«Сейчас мы с вами находимся в «трюме», так называется помещение под сценой, кстати, одной из самых больших в городе. Здесь прячутся кольцо и круг, в котором имеются подъемно-опускные площадки», – рассказывает он, иллюстрируя свою речь сложными для обычного человека техническими терминами.

Понятно одно: вся эта машинерия работает на то, чтобы расширить возможности режиссера и создать максимально красивую картинку. Например, в «Зимней сказке» кругу отведена едва ли не самая важная роль. Именно на нем установлена лаконичная декорация в виде ступенек, или, как говорят в театре, станок, который обыгрывается артистами в зависимости от происходящих в пьесе событий.

В этом же спектакле, создавая зимний антураж, активно используют снег-машины.

«У нас они подвешены на штанкеты и запускаются с пульта, подавая снег», – объясняет Артем. И раскрывает секрет: снег, который вызывает неподдельный восторг зрителей, это, как правило, порезанная или пропущенная через шредер обыкновенная бумага. Более того: когда спектакль заканчивается, ее снова собирают и пускают в оборот.

Есть и более сложные для постановщиков спектакли. Если бутафорский спутник в «Денискиных рассказах» просто дергают за веревочку, то убегающая каша, за которой гоняется мальчик, это уже плод технической мысли. А для «Антигоны», последней премьеры ТЮЗа, придумали новый ход: сначала размещенную на сцене библиотеку закрыли черной тканью, а в нужный момент мгновенно открыли. Помог совершить такой фокус специальный магнит.

«Из зала все выглядит очень красиво. Зрители просто в восторге. А для нас самое главное – удивить публику, тем более если это детский спектакль», – признается художник-технолог сцены Артем Шеремет.

ВАЖНЫЙ РЕКВИЗИТ

Весь необходимый реквизит и декорации к тем спектаклям, которые сейчас в репертуаре, хранятся в открытой закулисной зоне и на складе. «Вот наш очень занятой артист, – показывая на скелет, объясняет реквизитор Наталья Кеймах. – Он участвует в спектаклях и на Большой, и на Малой сценах». Неподалеку на полу в полный рост лежит, почти как живой, Полиник – герой «Антигоны», которого по сюжету никак не могут похоронить.

«Сейчас мы уже немного привыкли к нему, а поначалу пугались», – признается Наталья.

Есть здесь и лошадь Городничего. Артист надевает ее на себя и так ходит весь спектакль. Пробуем поднять – вещь тяжеленная. Сочувствуем актеру: ему требуется много сил и здоровья, чтобы носить этот реквизит на себе.

Вещи попадают сюда разными путями. Одни закупают, другие поступают в дар, третьи создают сами бутафоры.

«В спектакле «Иудушка из Головлева» есть сцена, где актер ест вишню и выплевывает косточки. Бывает, что найти ее, особенно весной, не удается. Поэтому мы покупаем вишневый компот. А так как он зачастую бывает без косточек, то вместо них мы вставляем горох», – раскрывает секрет реквизитор.

Рядом со сценой установлен специальный столик, где заранее разложен весь нужный для спектакля реквизит. Артисты могут его взять сами, а если это надо сделать очень быстро, им навстречу выйдут реквизиторы и передадут нужный предмет, говорит помощник режиссера Александр Владимиров.

КРАСОТА – СТРАШНАЯ СИЛА

Грим-уборная – просто бальзам для женских глаз. Хочется сразу все на себя намазать, примерить, попробовать и хоть ненадолго почувствовать себя артисткой. Хозяйка этого места начальник гримерного цеха Нина Сентюрева уверена: некрасивых женщин нет. Просто надо подобрать правильный макияж, наложить нужный тон, подвести глазки – и любая женщина станет красавицей.

Делать такое заявление у нее есть все основания. В ТЮЗе она 48 лет, это почти половина из столетнего существования театра. И практически вся ее жизнь.

«Это большое счастье – найти себя на земле. Мне удалось, я в этом смысле счастливый человек. А помогает мне любовь – к театру, к своей работе, к артистам», – делится Нина Сентюрева.

Укрепляет взаимопонимание и… футбол, ставший важной составляющей театральной жизни. Футбольный клуб ТЮЗа, который родился в 2010 году, уже не раз выигрывал Кубок Кирилла Лаврова, становился первым в театральной лиге.

«Мы гордимся, что костяк нашей команды составляют артисты. Именно поэтому мы называемся «АФК – Актерский футбольный клуб», – поясняет звезда «Серебряных коньков» и «Ледникового периода» Федор Федотов.

Актриса Анна Дюкова тоже отмечает слаженность работы всей команды. В «Зимней сказке» она исполняет одну из главных ролей. Примеряя мантию Гермионы, которую только что отутюжили костюмеры, она признается, что эта роль – одна из ее самых любимых.

«Шекспир – это всегда интересно, глубоко и возвышенно. И режиссер, и композитор, и художник, и, конечно, мы, артисты, слились в этом спектакле в одну гармоническую субстанцию, которая под этим снегом рассказывает зимнюю сказку для взрослых», – говорит Анна.

И таких сказок, точнее – спектаклей, в репертуаре ТЮЗа более 50. А сколько еще репетируется…

«Петербургский дневник», Марина Алексеева, 10.01.2022




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика