Триумф петербургского ТЮЗа в Эдинбурге

Жизнь Эдинбурга почти на целый месяц превращается в сплошное театральное шоу. Спектакли идут на улицах, в театрах, кафе, церквях, у стен замка, под навесами и без. При этом каждый год число театральных постановок и уличных представлений растет чуть ли не с геометрической прогрессией. Если 20 лет назад на фестивале Fringe было показано 600 спектаклей, то в этом году их уже было более трех тысяч. Немалую часть составляют комические шоу, скетчи на политические темы, музыкальные и танцевальные представления, цирковые и эстрадные номера. После этого в обиход разных стран начинают входить злободневные шутки, прозвучавшие на фестивале в Эдинбурге.

Свое искусство представляют в основном театральные компании и гораздо реже — профессиональные театры с постоянной труппой и репертуаром. Потому появление на фестивале Fringe-2018 петербургского ТЮЗа было своего рода событием как для театра, который приехал в Эдинбург впервые, так и для самого фестиваля, а особенно — для русскоязычных зрителей. Парадокс – в отличие от Авиньона столь же маленький Эдинбург в течение года живет практически без театральных спектаклей, и только на время фестиваля здесь можно найти представление на любой вкус.

Перед петербургским ТЮЗом стояла неимоверно сложная задача: не затеряться в этом бесконечном карнавале, привлечь зрителя на спектакль. И потому участники события, включая директора театра Светлану Лаврецову и двух актрис, а это — примы Театра юных зрителей Анна Дюкова и Алиса Золоткова, – сами рекламировали свой спектакль, расклеивая афиши на центральной улице Миля и раздавая флаеры.

«Надо было выбрать удачное время, чтобы афиши хотя бы некоторое время повисели на тумбах и стендах, чтобы зрители смогли увидеть их, заинтересовались и пришли, — рассказала Светлана Лаврецова. — У нас уже был опыт в Авиньоне, где мы так же зазывали публику на спектакль «Старосветские помещики»: наши народные артисты Ирина Соколова и Валерий Дьяченко со всей готовностью участвовали в этом процессе. Ничего зазорного в этом нет, это совершенно обычная практика для зарубежных фестивалей такого масштаба. Об этом нам рассказала и известный английский режиссер и актриса Ирина Брук, работающая со своими артистами в Ницце, она привозила к нам на фестиваль «Радуга» постановку шекспировской «Бури», а в скором будущем будет ставить на нашей сцене «Золушку».

«Контракт» был сыгран в Эдинбурге шесть вечеров подряд. Это тоже было довольно непростое испытание для актрис ТЮЗа. Ведь обычно психологической драме Майка Бартлетта, написанной для двух актрис, нужно сохранять ритм и не сбавлять ни на секунду эмоциональное напряжение. Спектакль идет всего час десять, но этого хватает, чтобы буквально «измочалить» исполнительниц.

Молодой режиссер Тимур Салихов был захвачен новой драмой, и ему удалось открыть для российского зрителя талантливого и популярного в Англии драматурга Майка Бартлетта. На предыдущей «Радуге» Тимур выступил режиссером читки его пьесы «Бык», а потом получил эксклюзивное право на перевод и постановку абсурдисткой пьесы «Контракт». Сегодня это первая и единственная постановка Бартлетта в России. «Контракт» — это спектакль о сегодняшнем, наболевшем: жестокая система современной компании вытравляет все нормальное и человеческое в совместной работе, и остается голый скелет производственных отношений. В ТЮЗе спектакль играют на Новой сцене. Длинный подсвеченный снизу стол, за который то и дело усаживаются как на поединок две женщины — топ-менеджер (Анна Дюкова) и ее подчиненная Эмма (Алиса Золоткова) — будто еще один герой, являющийся свидетелем ломки человеческой личности. Из Санкт-Петербурга не везли реквизит, все было куплено в местном магазине: белые столы, лампы дневного света. (Потом все это было передано русскому консульству в Эдинбурге). Спектакль играли в помещении Воскресной школы в городской церкви, где помещалось 50 зрителей. Принимали спектакль очень тепло. Каждый раз он звучал несколько по-новому, и как признались актрисы, день ото дня им все больше открывались глубинные смыслы, заложенные в этой пьесе.

Особенно тяжелым, но и самым драматически напряженным был тот спектакль, когда у Алисы Золотковой поднялась температура, а играть надо было обязательно. Алиса справилась блестяще, сумела добиться мощной мобилизации организма. А в последний, шестой, день была особенно на высоте Анна Дюкова — в зале сидело много наших соотечественников, критиков, подготовленной театральной публики. От восприятия зала зависит очень много, и в этот день случился новый прорыв.

В планах ТЮЗа — устроить фестиваль петербургских театров в ноябре 2019 года, причем не только в Эдинбурге, но проехать по нескольким городам Шотландии, включая Глазго. Судьба «Контракта» складывается превосходно: спектакль приглашен в Ярославль на фестиваль «Будущее театральной России». На днях он стал участником фестиваля, который устраивает в Москве Союз театральных деятелей, «Артмиграция», где получил высокую оценку критики.

Сегодня у ТЮЗа очень много планов, поездок, зарубежных гастролей и приглашений на фестивали. Театр на боится рисковать: сотрудничает с молодыми режиссерами, открывает новые имена, экспериментирует. ТЮЗ интересен всем поколениям зрителей. Ближайшая премьера, которая состоится 26 октября, наверняка также привлечет публику всех возрастов – это мюзикл «Бедная Лиза» в постановке Марка Розовского.

ЕЛЕНА ДОБРЯКОВА




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика