Услышать голос современного поколения на лаборатории ПЬесочница

Недавно ТЮЗ имени А.А. Брянцева при поддержке Министерства культуры провел второй межрегиональный театральный фестиваль «Б’ART’О». 15 детских коллективов из разных городов России сыграли свои поэтические спектакли, а также поучаствовали в масштабной внутренней программе, направленной на развитие сценических навыков. Параллельно  проходила драматургическая лаборатория «ПЬесочница», где артисты театра познакомили с тремя пьесами современных молодых драматургов: Петра Вяткина, Екатерины Тимофеевой и Андрея Бикетова. Детское жюри активно участвовало в обсуждении читок и выбрало пьесу-победителя, которая оказалась им ближе остальных. Об этом подробнее в нашем материале.

Драматургических лабораторий в России много, но мало где главными членами жюри оказываются дети от 6 до 12 лет. Для ТЮЗа имени А.А. Брянцева исключительно важно услышать голос современного поколения и узнать, что интересно юному зрителю. Ежегодно театр ведет большую работу, направленную на популяризацию искусства среди детей. Организовываются встречи—обсуждения репертуарных спектаклей, проводятся фестивали: «Радуга», «Брянцевский фестиваль», «Б’ART’О»выставка «Театр-глазами детей», а также реализуется проект «Герои нашего времени», где подростки общаются с выдающими личностями современности. Драматургическая лаборатория «ПЬесочница» — уникальная возможность установить непосредственную связь между адресантом и адресатом текста посредством театра, а также поговорить о потенциях пьесы в кругу профессионалов.

В течение трех дней на Новой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева в лаконической сценографии проходила читка пьес молодых драматургов: Петра Вяткина, Екатерины Тимофеевой и Андрея Бикетова. Чтецами стали артисты ТЮЗа, а режиссером — актриса театра Елизавета Прилепская. Обсуждение пьес проходило под руководством Марии Сизовой, вместе с Т.В. ______ отобравшей из 80 текстов, присланных на конкурс, самые талантливо написанные произведения, обращенные  к детям от 6 лет.

Петр Вяткин — художественный руководитель частного театра им. Алехандро Валенсио, актёр, режиссёр и драматург, его пьеса «Лучший горох в городе» получила приз на фестивале Николая Коляды в номинации «Лучшая пьеса для камерной сцены 2022». Произведение «Едят ли ведьмы своих внуков» с юмором и теплом размышляет над вопросом семейных конфликтов и возможностях их разрешения. Главный герой впервые попадает к своей бабушке, которую по рассказам родителей воспринимает ни много, ни мало как ведьму. Таинственная квартира, где каждый предмет становится большим, чем  есть на самом деле, притягивает ребенка. Он пытается разоблачить ведьму и становится зрителем колдовского сеанса. Что важно, несмотря на первое знакомство и внутрисемейный конфликт, герои оказываются  в прекрасном диалоге и понимают друг друга с полуслова. Пьеса написана вкусно, ярко, фантастика прорывается сквозь реальность, добавляя ироничный подтекст. Жанровое определение пьесы «Страшная комедия для детей и их родителей», 6+ предполагает семейный просмотр, где каждый сможет найти близкие для себя смыслы. Обзор действующих лиц создает мистический ореол, а описание место действия: «мрачное логово ведьмы. В смысле, однушка в хрущевке» позволяет насладиться переключением точек зрения с детской на взрослую. Авторские ремарки рисуют картины разыгравшегося воображения мальчика, находящегося на переходной стадии от детства к взрослению и научно объясняющего все, что происходит вокруг. Это борьба фантазии  и рациональности, тесная взаимосвязь и взаимопроникновение одного в другое рисует объемный мир человеческой жизни, где есть место всему. Это произведение стало лауреатом лаборатории.

Андрей Бикетов — драматург, поэт, эссеист, лауреат нескольких конкурсов драматургии («Евразия», «Время драмы», «Литодрама», «Конкурс конкурсов» в рамках фестиваля «Золотая маска»), победитель конкурсов Гильдии драматургов России. Пьеса «Разговор о летающих бобрах» обращена к самому юному зрителю, наполнена юмором, возникающим из-за игры слов и особенностей восприятия мира главными героями. Читка сопровождалась легкими звуками природы и гитарными напевами, наталкивающими на философский лад. Пьеса получилась исключительно актерской: обаятельные образы вызывали горячий отклик среди детей. Ритмическая организация и словесная характеристика героев отдает дань традициям Барто и Чуковского. Провокатор Ежик нашел перышко и пытается понять, кому оно принадлежит, приглашая к размышлениям своих друзей. В качестве обладателя «того-самого» выбирают «самое странное животное» — Бобра и заставляют его, имея самые благие намерения, учиться летать, чтобы стать особенным. Бобр удирает от своих друзей, размышляя, что мечта — это хорошо, но в хатке спокойнее. Особенностью этого произведения является язык, на котором общаются герои — он сразу же создает особый мир, близкий и понятный детям: у каждого персонажа своя фраза и особый характер. Драматургу было важно донести мысль, что дети — маленькие взрослые и за их хаотичными действиями на самом деле может скрываться что-то большое и фантазийное. На обсуждении возникло двоякое восприятие текста: многие размышляли над вопросами самоидентификации человека и навязывании определенных стереотипов. Загоревшись идеей научить Бобра летать Ежик, Крот и Тигренок не замечают фактов действительности и упрямо идут вперед. Это зашоренность сознания близких людей и желание, чтобы человек соответствовал их представлению о нем, может нанести моральные (а иногда и физические) травмы, поэтому очень важно понимать, кто ты есть на самом деле.

Екатерина Тимофеева — студентка Высшей школы сценических искусств К. Райкина, финалистка многих драматургических конкурсов («Любимовка», «Ремарка», «Евразия», «Баденвайлер» и др. Ее пьесы идут во многих театрах России. На лаборатории прочитали произведение «Полина ищет па» (в следующем году в двух театрах страны выйдет постановка по этому тексту). Сюжет рассказывает, как девочка, от одиночества придумавшая себе подругу Алису, отправляется в Петербург на поиски своего отца, о котором она ничего не знает. Главным толчком к такому шагу оказывается мнение общества: победив в соревновании, их семью отказываются снимать в рекламном ролике, потому что она неполная. В пьесе много действующих лиц и сюжетных линий, но главной оказывается расширение границ понимания, что такое настоящая семья и как важно быть как можно чаще со своим ребенком. В итоге история заканчивается абсурдом и для рекламного ролика снимают людей, не относящихся к одной семье. Так, пропогандируемые лживые ценности оказываются совершенно несовместимы с реальностью. Серьезная подростковая пьеса интересна своей приключенческой линией и обаянием главной героини — бунтарки против системы. Жанр путешествия позволяет познакомиться с разными характерами, увидеть срез различных миров и примерить на себя чужие судьбы. Девочка выходит за грань привычного мира, стремясь узнать отца, хочет что-то понять про себя, взрослеет, а мама с бабушкой понимают, как важно говорить со своим ребенком. Молодые участники лаборатории высказались, что главными мыслями для них стало то, что нужно ценить своих близких и нести за них ответственность, уметь смотреть на ситуацию с разных сторон. Многие отметили грусть и трагизм истории и отсутствие хэппи-энда.

ТЮЗ имени А.А. Брянцева стремится познакомить подрастающее поколение с современной драматургией, а также привлекает внимание к вопросу постановок пьес 21 века, отражающих действительность. Фестиваль «ПЬесочница» доказывает, как глубоки и содержательны, самобытны пьесы для детей и как важно стремиться к диалогу между драматургом и читателем посредством театрального творчества.

Аглая Прокофьева специально для Musecube




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика