Владимир Тодоров: «Наш спектакль будоражит воображение зрителя»

23 февраля ТЮЗ имени А.А. Брянцева отметит свой 99-ый день рождения показом спектакля «Конек-Горбунок», которым театр открылся в далеком 1922 году. Мы встретились с режиссером седьмого возобновления заслуженным артистом России Владимиром Тодоровым, чтобы еще раз вспомнить историю легендарного спектакля, не теряющего свою популярность на протяжении почти ста лет.

Владимир Сергеевич, почти ежегодно у вас берут интервью о спектакле «Конек-Горбунок»…

Так сложилось, что за шестьдесят лет работы в ТЮЗе я сам стал почти живой историей. Каждый раз думаю, ну что еще можно добавить, ведь моя театральная жизнь с самого начала оказалась  тесно связана со спектаклем «Конек-горбунок». Спустя два года после прихода в театр случилось очередное возобновление спектакля. Это была дипломная работа выпускников курса Леонида Федоровича Макарьева, среди которых тогда еще студенты, а впоследствии народные артисты России, легендарные артисты ТЮЗа – Ирина Леонидовна Соколова и Николай Николаевич Иванов. Режиссером был Григорий Наумович Каганов. Вот тогда я и вошел в состав «Конька-Горбунка» в качестве актера массовых сцен – в спектакле принимает участие вся труппа. Но уже очень скоро главный режиссер театра З.Я Корогодский предложил мне роль Сказочника. Артист Константин Сергеевич Кунтышев, который играл ее до меня, будучи человеком в возрасте, попросил освободить его от этой роли. Я тогда был еще молодым актером, даже волосы свои были, так что парик сел как нужно, а усы и борода завершили образ.

Очень здорово, что, несмотря на то, что прошло уже очень много лет, добрая традиция ввода каждого нового артиста труппы в спектакль «Конек-горбунок» жива еще со времен Брянцева. Так что, можно смело сказать, что главный герой спектакля – коллектив, который рассказывает эту чудесную сказку.

Играя в этом спектакле много лет, я волей неволей знал структуру действия. И когда директор театра Светлана Васильевна Лаврецова обратилась ко мне с предложением об очередном возобновлении спектакля, я был очень рад откликнуться. Конечно, это было, как сегодня модно говорить, волнительно, я не готовил себя к роли режиссера, тем более такого масштабного, многонаселенного действа. Но вместе с тем я не старался привнести ничего собственного, а старался выполнить функцию некого реставратора, следующего за оригиналом. В итоге, как мне кажется, у нас все получилось. Спектакль живой и востребованный, не только, потому что он эдакая «Чайка», не дань памяти А. А. Брянцеву, а потому что это замечательное произведение, которое откликается и сегодняшнему дню. И, как не парадоксально, интересно и взрослым, и детям.

А что для вас самого изменилось в восприятии спектакля, когда вы из исполнителя главной роли превратились в режиссера?

Мне трудно увидеть разницу. Ведь оставаясь внутри как актер, я играл роль, которая по сути задает темпоритм спектаклю. Так что на самом деле изменился только масштаб моих задач. Одно дело, когда ты отвечаешь только за свое собственное существование на сцене и совсем другое нести ответственность за всех.

Когда я не играю спектакль, я люблю приходить в зал смотреть со стороны. Больше всего мне нравится наблюдать за реакцией взрослых. Иногда приходят люди, которые, как мне кажется, никогда не были знакомы с этой замечательной сказкой Петра Ершова. А в антракте от них же я слышу  восторженные отзывы. По-моему мнению, успех «Конька-Горбунка» заключается в том, что зритель, пришедший к нам на спектакль, видит одновременно и кукольный театр, и балет, и оперу, и драматическое действие, не говоря уже о декорациях и прекрасных костюмах. Он получает полную гамму впечатлений. Но при этом мы не нагружаем его современными театральными средствами – это было бы вне закона спектакля А.А. Брянцева.

Конек говорит: «На меня скорей садись, только знай себе держись». Какое решение этой сцены может предложить современный режиссер? Запустить видеопроекции, использовать компьютерные технологии для имитации мощного полета, словом сделать почти что угодно. Но в таких условиях ребенку не останется места для фантазии, ему не придется включать воображение, ведь все и так решено за него. А в нашем спектакле зритель имеет возможность додумать свою собственную историю.

Если бы сегодня вы решили привнести что-нибудь новое в спектакль, чтобы это могло быть?

Новое вряд ли, однако, хотелось бы расставить важные акценты. Издавна принято считать, что Иванушка дурак,но ведь это не совсем так. По сюжетам русских сказок мы знаем, что старший сын – «самый умный», средний он и есть средний, а младший – дурак, но только по возрасту, потому что самый неопытный. А на самом деле Иван – очень талантливый человек, глубоко воспринимающий мир вокруг себя. Увлекшись чудом, не желая расставаться с этим сказочным миром, он попадает во власть. Выпутаться из этих хитростей очень сложно, хорошо, когда есть Конек-горбунок, который может помочь и наставить на правильный путь. Наверное, эти акценты сегодня очень нужны юному зрителю.

А как вы представляете современного зрителя, который увлеченно смотрит «Конька-Горбунка» в 2021 году? Ведь считается, что рано или поздно спектакль перестает быть актуальным.

 Да, верно. Любой спектакль живет определенное количество лет и умирает, и это естественный процесс. Но на деле оказывается, что это не такая уж непреложная истина. Для этого важны несколько факторов. Во-первых, то, как сделан спектакль, во-вторых, насколько его пытаются сохранить участники.

Мне кажется, что в эпоху информационных технологий, когда на любой вопрос можно получить ответ, всего лишь нажав на одну кнопку в смартфоне, происходит некое упрощение человеческих возможностей. А я за то, чтобы простые детские игры не заканчивались как можно дольше. В этом смысле наш спектакль будоражит воображение зрителя. Музыка, танцы, хор – факторы, которые срабатывают из раза в раз, и это не просто слова. И я желаю каждому зрителю прийти на наш спектакль, увидеть его финал, всегда проходящий под нескончаемые аплодисменты зала. Ведь дети понимают, когда к ним относятся с любовью и уважением, и с радостью дарят в ответ благодарственный отклик, а это – дорогого стоит.

Беседовала Е.В., Петербургский формат




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика