Во всем есть музыка // Росбалт, 6.03.2019

На Камерной сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей режиссер Елизавета Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера запланирована на 6-7 марта. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.


Знакомство с Бондарь у зрителей произошло на фестивале «Радуга», на котором был показан спектакль «Пилорама плюс», поставленный ею в Ярославском театре драмы имени Волкова. Война, недавняя, на которой побывал главный герой – в Чечне – не оставляет его в покое и в мирной жизни, забыть о войне невозможно, память хранит слишком многое…
 
Вот и сейчас Елизавета выбрала тему войны, взяв за основу повесть Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Герои – немцы, которые прошли Вторую Мировую, побывав на незнакомой им территории – России, и вновь попавшие сюда уже стариками. Спектакль о том, что с человеком делает память о войне, как она беспощадно корежит жизнь уже в мирное время.
 
О себе Лиза говорит, что работает на контрасте с тем, что делала прежде. Она закончила музыкальное отделение ГИТИСа. Ставила оперы, мюзиклы. Потом Елизавету захватил драматический театр. Она стала участником нескольких лабораторий Олега Лоевского, ходила на «Любимовку», делала там читки. И все больше уверялась в том, что полезные ископаемые в классической опере исчерпаны. Напротив, в современной драме существует широкое поле для работы.
«Особенно это увлекательно для человека, которого учили копаться в партитурах великих композиторов. Опера для меня в период моего взросления была важнейшим переходом в новую жизнь. Сегодня, имея этот качественный багаж, я работаю с драматическим текстом и пытаюсь больше внимания уделять музыкальности текста. Мне очень важно, как звучит слово. Что это значит? Например, есть поэтический материал, который уже структурирован ритмически. А есть прозаический – он тоже структурирован особым образом, но в нем надо покопаться, выстроить ритм каждого предложения, высказывания каждого героя. Евгений Водолазкин закончил класс классической гитары, и ему как музыкально образованному человеку важно, чтобы была соблюдена пунктуация в тексте. Ведь текст – это тоже музыка. Дальше ты можешь придать интонацию текстурную, связанную с характером персонажа, с действием. Мне это безумно интересно. Ты поневоле сам становишься музыкантом слова», — говорит Елизавета.
 
Работа с интонациями – важнейшая часть метода режиссерской работы Елизаветы Бондарь. Она вспоминает, что когда еще в школьные годы занималась театром, то просто была захвачена спектаклями Петра Наумовича Фоменко, и именно потому, что это один из редких режиссеров, который работал с актерами как с оркестром. Именно поэтому так необычно, музыкально звучали у него «Записки сумасшедшего», «Одна счастливая деревня», «Война и мир».
 
Елизавета очень надеялась, что Евгений сам напишет пьесу, но он отказался, так как считает, что театральный язык – совершенно особый. Драматургом выступила Юлия Поспелова, — весьма многообещающий молодой автор, ее пьеса «Леха» успешно идет в МХТ. По своим эстетическим запросам Юлия тяготеет к импрессионизму. Ее пьеса «Говорит Москва» — своего рода белый стих. В случае с «Близкими друзьями» интонация и ритм нащупывались довольно долго, очень помогали читки с актерами.
 
На вопрос, есть ли специфика работы с тюзовскими актерами, Елизавета Бондарь ответила, что никаких клише не надо было разбивать. Она встретила в глубоких, интересных актерах ТЮЗа желание сделать серьезный драматический спектакль. Режиссер очень внимательно отбирала актеров на роли. В спектакле заняты: Иван Стрюк, Константин Федин, Анна Слынько, Николай Иванов, Ксения Мусатенко, Надежда Шумилова, Борис Ивушин.
 
Камерная сцена превращена в своего рода бункер, где сидят зрители, можно назвать это комнатой воспоминаний. Перед их глазами «крутится кинолента» жизни героев. Художником выступил Сергей Илларионов. Музыку специально написал к этому спектаклю композитор Николай Попов. Это его вторая работа в драматическом театре. Николай пишет электроакустическую музыку, которая прекрасно соотносится с этим пространством: она ассоциативна, в ней нет лейтмотивной структуры, это как провалы и вспышки в памяти.
 
ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА
 



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика