Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!

Елизавета Ронгинская, Musecube, 06.05.22

Атмосфера влюбленности, желание произносить красивые слова и совершать поражающие воображение поступки захватывает всех персонажей спектакля «Лжец», премьера которого состоялась 29 апреля на Большой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. Главный герой пьесы Гольдони — обаятельный фантазер Лелио, обладающий даром слова и ловко манипулирующий людьми. Он может выкрутиться из любой невероятной ситуации, которую сам же спровоцировал, пустившись в повествование о своей полной удивительных приключений жизни. Герой наслаждается собственными выдумками, питаясь восхищением и изумлением слушателей: вживаясь в новую роль, он упорно идет вперед, желая довести сочиняемую им пьесу до конца. Произведение Гольдони великолепно вскрывает механизмы взаимоотношений людей, выявляет способы влияния друг на друга и представляет галерею социальных типов в жанре комедии дель арте. О феерической премьерной постановке известного итальянского режиссера Ферруччо Меризи, директора Экспериментальной актерской школы, руководителя международного театрального фестиваля «Странствующий Арлекин», читайте в нашем материале.

Волна любовного азарта оказывается запущена Флориндо (Радик Галиуллин), скромным и чувствительным врачом, посылающим тайные знаки внимания своей возлюбленной Розауре (Алиса Золоткова). Нежный и робкий человек, падающий в обморок от прикосновения к любимой, умеющий сочинять сонеты и серенады, воплощает в реальность желания героини, окружая ее прелестными ухаживаниями. Флориндо хочет оставаться в тени и ведет себя как истинный романтик, тем самым вызывая непонимание у прагматичного слуги Бригеллы (Артемий Веселов). Возникшей ситуацией умело пользуется сын венецианского купца Лелио, приписывающий все заслуги героя себе. Легко и непринужденно пускаясь в любовную беседу с вышедшими на балкон сестрами Розаурой и Беатриче (Анна Мигицко), герой  Дмитрия Ткаченко за несколько минут создает образ знатного и обеспеченного дворянина, сраженного стрелой амура. Его умением очаровывать окружающих восхищается слуга Арлекино (Никита Остриков), который вслед за опытным хозяином, пытается увлечь своими признаниями служанку Коломбину (Оксана Глушкова). Кавалер из Падуи Оттавио (Кузьма Стомаченко), исключительно честный и прямой человек, тоже пронизан стрелой любви и, несмотря на бросающуюся на первый взгляд воинственность, оказывается не менее поэтичен, чем окружающие, исполняя романс Беатриче. Таким образом, мужчины, как Ромео стоящие у балкона, примеряют на себя маски романтических влюбленных, обнаруживая в своем характере неизвестные самим себе черты. Любовь меняет человека и провоцирует на поиск совершенно иного языка выражения чувств. И об этом, как никто другой, прекрасно знает Лелио, привыкший одерживать победы в борьбе за женские сердца.

Композитор Паоло Йус сочинил утонченную духовую музыку для флейты, скрипки и мандолины — музыканты театра задают лирический тон происходящему, с первых минут погружая в атмосферу любви и фантазийности. Помимо Кузьмы Стомаченко, поющего на итальянском и русском языке, музыкальное соло принадлежит Дзанетте-певице (Ирина Волкова). Беатриче с драйвом исполняет песню Монеточки «Шаганэ», подчеркивающую все сумасбродство юности, желание отдаваться эмоциям и не жить по шаблону. Художественное оформление Надежды Осиповой создает воздушный образ Венеции, с прекрасными арками, элегантными сводами зданий и таинственными портьерами. На сцене, конечно, появляется и гондола — символ города и связи с загадочным и необузданным морем, прообразом судьбы,  ставящей перед человеком непростые задачи.

Художник по костюмам Элеттра Дель Мистро создала яркие и наполненные акцентными деталями сценические образы. Художник по свету Максим Греллер, в первом акте, нарисовал теплое пространство таинственной ночи, полной неожиданных встреч и преображений, когда сбываются самые невероятные мечты. Во втором акте персонажи комедии сталкиваются с реальностью и ясной картиной дел: романтический флер постепенно рассеивается и окружающие пытаются осознать случившееся в истинном свете. Но все они до последнего не хотят расставаться с розовыми очками, через которые наблюдают жизнь, даже тот, кто, казалось бы, был инициатором происходящего и прекрасно понимал, что все сказанное им — неправда.

Игра на контрастах ум — глупость пронизывает спектакль. Для героя Дмитрия Ткаченко важно не быть в дураках и управлять жизнью, умело используя происходящие события в выгодном для себя ключе. Он знает, как обойти закон, ценит свою свободу и не может противостоять искушению предстать в глазах других людей в исключительном свете. Герой бежит от ответственности и своей настоящей жены, желая и дальше предаваться приключениям. Образ Дон Жуана и Барона Мюнхгаузена переплетаются в нем воедино, но при этом Лелио может довольно трезвомысляще проанализировать ситуацию и объяснить, почему именно он пустился в выдумку. Для него не значимы понятия нравственности, общественные рамки, он оправдывает любое свое поведение и этим невероятно привлекателен для людей. Пронзительность ума, вера в свою правоту, умение стать для людей тем, кого они хотят видеть рядом с собой — пылким  влюбленным, услужливым сыном, — все эти качества пленяют героев. Поэтому Розаура все-таки убегает за Лелио, публично покаявшегося в своих грехах, а ее сестра Беатриче, желая быть в этом же кругу фантастического вымысла, выбирает Арлекино. Обаятельный и ненаказуемый порок торжествует, как это происходит и в нашей реальности.

Для создания аутентичной атмосферы и полноценной работы в жанре комедии дель арте художниками Лючией Дзагет и Джулией Колусси были созданы уникальные маски, подчеркивающие индивидуальность артистов и в то же время задающие характер воплощаемых ими героев. При этом лица некоторых персонажей украшает характерный грим, раскрывающий внутреннее состояние души. Артисты наполнено и точно существуют в жанре, делая необходимые акценты и заостряя комедию положений. Особенно выразителен дряхлый торговец Панталоне (Владимир Чернышов), трогательно восхищающийся своим сыном и трепетный Флориндо, каменеющий от необходимости публично признаться в своей любви. Исключительно точны в сценическом рисунке слуги: Дзанни-1 (Кирилл Таскин) и Дзанни-2 (Илья Божедомов).

Зрители с легкостью погружаются в комедию и провожают каждую сцену аплодисментами, поражаясь лихо закрученному сюжету и таланту артистов. Сестры Розаура и Беатриче становятся смысловым центром спектакля. Именно их наивность, яркое стремление выйти замуж слепит глаза и затуманивает взор, провоцируя веру во все происходящее. Прекрасна сцена, в которой женский гнев обрушивается на Оттавио: девушки ходят по кругу и обвиняют главного героя во лжи, не давая ему не проронить ни слова. Очарованная происходящим служанка Коломбина тоже включается в эту перепалку, повторяя нехитрую траекторию движения героинь и их текст. Усиление приема позволяет довести это сцену до абсолюта и показать всю глубину женской упертости.

Использование масок играет на главный смысл произведения: Лелио — носитель самой опасной из них. Ферруччо Меризи дописывает финал произведения, делая акцент не на благочестивом призыве к правде и чистоте помыслов, произносимом доктором Баланзони (Виталий Кононов), а на монологе главного героя. Лелио просит всемирного прощения, прославляет персонажей комедии, выступая неким сотворцом происходящего. В конце своего душевного монолога он предлагает свои услуги окружающим, наглядно убедившимся в силе его таланта убеждения. И люди прощают ему его ложь, восхищенные силой характера и остротой ума. Режиссерская ирония обогащает произведение и дополняет его остросоциальными пластами.

Присущая Венеции карнавальность подчеркивает как тонки грани между добром и злом, как обтекаемы и наполнены противоречивыми чертами характеры людей. Заряжающая позитивом, харизматичная, наталкивающая на размышления история и профессиональная  игра артистов позволяет почувствовать себя в итальянском театре, точно пользующимся жестом и словом.

Елизавета Ронгинская специально для Musecube



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика