ЧЕХОВ БЛИЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

Елена Чукина, "Петровский курьер" вып. №3 (1069) от 16 марта 2022 г.

В ТЮЗе им. А.А. Брянцева недавно отшумел 100-летний юбилей. А как лучше всего отметить столь солидную дату, если не выпуском премьеры? Новый спектакль театра чеховский «Ива́нов» в современном прочтении.

Пьесе Чехова больше века. Одна из первых пьес Антона Павловича во многом предвосхитила написание самых известных его драматургических произведений «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Знаменитое выражение «люди пьют чай, а в это время разбиваются сердца», точно характеризующее атмосферу чеховских пьес, применимо и к «Ива́нову». Чехов хотел написать новаторскую пьесу, вывести не героя, а обычного человека, никого не обвинив и никого не оправдав. Режиссер спектакля Денис Хуснияров тщательно сохраняет созданное автором настроение, но переносит действие во вторую половину ХХ века.

Чеховская история универсальна. Ива́нов, когда-то женившийся по любви, теряет интерес к своей супруге. Однако бросить ее он не может Анна больна, и, осознавая, что ее дни сочтены, старается воскресить былое благополучие. Но в Ива́нова влюблена юная Саша Лебедева, и самого героя все сильнее тянет к ней… Ситуация, встречающаяся повсеместно, оборачивается глубокой болью для всех участников. Но главный герой спектакля в исполнении Александра Иванова не страдает открыто, хотя много говорит о тоске по вечерам, от которой и бежит к Лебедевым. Он словно загнал боль глубоко внутрь и живет, как получается. Что толку стенать, если изменить ничего нельзя? Все прямо по Чехову – обычный человек в обычной жизни.

Эту обыденность усугубляет обстановка (художники – Александр Мохов и Мария Лукка). Герои будто действуют в интерьерах советского дома культуры – посреди большого полупустого пространства с роялем в центре, банкетками и фикусами. Именины в доме Лебедевых – банальная вечеринка «перед работой воскресным вечером»: отец семейства читает газету, гости ютятся по углам, захмелевшая хозяйка тщетно старается развлечь пришедших.

Конечно, режиссер не ставил задачи показать в подробностях советский быт. Скорее, это отсыл к стагнации, привычке и «казенщине», на фоне которых герои пытаются обрести счастье. В таком антураже язык Чехова, идущий в разрез с чуждыми автору модой и меблировкой, звучит сочнее и точнее. А сама история героев, где все по-своему несчастны, уже не кажется устаревшей «болезнью интеллигенции». Вся эта путаница, в которой надо как-то жить, – наше общее, вневременное. Жанр спектакля определен как комедия (согласно первому варианту пьесы), а по сути это, конечно, трагикомедия – жанр, наиболее близкий к реальной жизни, в которой мы стараемся искать выходы до последнего, что бы ни случилось.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика