Гимн свободе и чувствительности

Театральный город, февраль 2016

Реальность и вымысел поначалу отгорожены друг от друга, являются полной антитезой. Но вот герой-автор становится все активнее и вмешивается в сюжет, словно не может оторваться от придумываемой им самим истории. Увлеченно слушая архивариуса Лингорста, он оказывается во власти красивой легенды и постепенно уходит в сказку, почти растворяется в ней. Воображаемый мир становится реальнее существующего. И непонятно, плохо это или хорошо. Опасна грань между верой в чудесное и безумием. Но об этом ужедругойтюзовский спектакль по Гофману — «Щелкунчик мастера Дроссельмейера». Персонажи, живущие в реальных измерениях, не прямо противопоставлены мечтателям. Важно, что в каждом из них есть талант. Конректор Паульман (Кирилл Таскин), его дочери Вероника (Аделина Любская) и Френцхен (Василиса Денисова), регистратор Геербранд (Виталий Кононов) – все музыкальны, поют, сочиняют…. Вспоминается еще одна недавняя премьера театра: спектакль Руслана Кудашова «Маленькие трагедии», в котором тема таланта («поцелован Богом» или нет) возникает во всей ее странной и таинственной палитре: во что погружены, чем живут, чему откликаются… чем «отличаются» Моцарт и Сальери. Ансельм (Иван Стрюк) – обладатель наивной души, умеющий доверять интуиции, выбирает в возлюбленные зеленую змейку Серпентину. В награду за свою смелость он обретает героиню, и они переносятся, как Мастер и Маргарита, в идиллическое пространство. Две самые фантастичные сцены в спектакле – рассказы-легенды архивариуса Линдгорста (Валерий Дьяченко) и Серпетины (Алиса Золоткова). В эти моменты звучит таинственная восточная музыка, вторящая словам героев о лилии, духах, драконах, любви и зеленой змейке. Медленное и вдохновенное повествование Валерия Дьяченко, невесомая пластика Алисы Золотковой переключают в «неземное», навевают зрителю захватывающие и удивительные образы. Выразительно и емко складывается начало второго акта: рассказ Гофмана (Радик Галиуллин), который бродит по полю битвы и видит смерть людей, перетекает в историю сказки, в которой молодая девушка Анжелика (Александра Ладыгина) понимает, что ее суженый погиб. Начинается колдовской обряд, и ведьма Рауэрин (Янина Бушина/Елизавета Прилепская) изготавливает волшебное зеркало. Зло, творимое в жизни, превращается в зло, о котором Гофман рассказывает на страницах своей сказки. Пожалуй, это одна из самых эмоциональных и трагически-точных сцен спектакля. Возможно, общая композиция постановки еще «наживет» порой недостающую плавность, а порой контрастность, но понятно, что режиссёрский взгляд свеж и оригинален. Герой-Автор всегда появляется из люка, импровизированного ада, из которого он выбирается к свету. Радик Галиуллин играет в казалось бы несвойственном ему актерском амплуа: он не острохарактерный, а трагический персонаж. Его действие в нарочитом «минусе» — это томительное ожидание, в котором есть ощущение натянутой струны. Творчество возникает как поиск пути к спасению, как работа мысли, разрывающей привычный порядок вещей. Его фантазии – не бегство, не самообман, а потребность иного зрения, желание иначе «синтезировать» мир. Театр немного философствует. В «видениях» само собой заключены мечты и иллюзии. Но видения Гофмана в спектакле молодого режиссера – это воздух свободы. Душа стремится совершить невозможный побег из жизни-тюрьмы (почти гамлетовский мотив), из реальности, от которой нет другого спасения. Впрочем, возможно и этого нет… В финале спектакля стоящие в ряд герои уносятся прочь на поворотном круге, оставляя автора наедине с собой. Гофман прощается со своими персонажами, возвращаясь в мир реальности, и в его глазах бесконечная пронзительная тоска. Финальная сцена тревожит сердца зрителей, ведь и они пришли в этот мир в поисках счастья. Режиссер Риккардо Марин предложил актерам яркие, необычные роли, и видно, с каким удовольствием играется спектакль. Архивариус Лингорст — Валерий Дьяченко. Он – сказочный коршун, чернокнижник. Актер добивается тонкой грации и удивительной подлинности в фантастическом рисунке,замечательно рассказывая о брате-драконе, сражаясь с ведьмой… В последующих сценах образ немного «консервируется», обрастая бытовыми подробностями. А как бы хотелось, чтобы роль продолжалась в «переливах» режиссерской мысли и сохраняла дыхание. Хорошая актерская работа у Анны Лебедь, играющей Попугая: точно подмеченные черты и схваченная повадка делают ее персонаж абсолютно живым. «Коту-бегемоту» (Никита Остриков) хочется пожелать заострить рисунок роли. Иван Стрюк органично играет чувствительного юношу Ансельма: у него получился абсолютно романтический образ. Ансельм – двойник, «альтер-эго» автора, порой он даже становится похож на него внешне, и кажется, что в спектакле возникают какие-то промельки гоголевского «Двойника». Очень важно, что постановка ТЮЗа вовсе не грустная и монотонная. Здесь много необычного, иногда забавного, лирического и смешного. Самая смешная сцена спектакля — посиделки за пуншем. Опьяненные герои, зачарованные магией архивариуса, начинают вести себя очень неестественно, превращаясь в его марионеток. Разумные и сосредоточенные, они теряют самоконтроль и вслух удивляются сами себе. В зале возникают волны зрительского смеха. И невозможно не улыбаться, когда Ансельм простодушно рассказывает о своей «наивной душе» и «архивариусе, который на самом деле коршун». Он напоминает ребенка, решившего поведать о своих фантазиях взрослым. С трезвой точки зрения его рассказы абсурдны, но он так простосердечно верит в чудо, что не хочется рассеивать его грез. Спектакль «Гофман. Видения» светлый, полный чудес и хорошего юмора. Он для подростков и взрослых, для пытливой думающей аудитории, Для тех, кто не отказывает себе в возможности быть счастливым зрителем, доверчивым и романтичным. Это гимн свободе, чувствительности… тому, на что жизнь, может быть, скупа, но искусство щедро. Елизавета Ронгинская



yamusic

Правила профилактики коронавирусной инфекции
Специальная линия «Нет коррупции!»
Охрана труда
Доступная среда
Продолжая использовать сайт tyuz-spb.ru, вы соглашаетесь на условия использования сайта. Более подробную информацию можно найти в Политике конфиденциальности.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика