Как выстоять в момент потрясений?

Светлана Мазурова, Российская газета, 04.04.2023

Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А. Брянцева пополнил репертуар очередной премьерой — «Отрочество» по мотивам повести Льва Толстого из трилогии «Детство. Отрочество. Юность».
Автором пьесы выступила современный драматург Ярослава Пулинович. Постановка молодого режиссера Ивана Орлова. Спектакль рекомендован для семейного просмотра, поскольку поднимает темы взаимоотношений внутри семьи, переживаний подростка, его взросления.

Рождение спектакля «Отрочество» произошло несколько лет назад в Ясной Поляне, где режиссер Орлов и художник Никита Афанасьев провели две недели, участвуя в режиссерской лаборатории Театра Наций, которую проводил известный критик Олег Лоевский, — он и предложил Ивану пьесу Пулинович. Тогда сделали и первый эскиз спектакля.

Во время репетиций в Петербурге режиссер так комментировал замысел: «История главного героя будет интересна не только подросткам. Ведь взросление человека может происходить в любом возрасте — и в 13, и в 25, и в 45 лет. И вопрос, как выстоять в момент сильнейших потрясений, в сложных ситуациях, которые переворачивают тебя и к которым ты часто бываешь не готов, волнует каждого в разные периоды жизни. Как пережить катастрофу, как остаться собой и не изменить себе?»

На этот спектакль могут прийти только сто зрителей. Необычная рассадка, сценография: места для зрителей организовали прямо в сценическом круге, а весь зал стал творческим пространством, главным местом действия, превратился в огромный волшебный мир фантазии ребенка, за которым мы наблюдаем. Круг вращается.

Режиссер объясняет свое решение так: часть жизни Николеньки происходит в деревне, в родовом имении — и это огромное пространство, поле больших возможностей, детских мечтаний, игр. Как греческий амфитеатр, где много воздуха. А дальше, после событий, которые произошли, семья переезжает в Москву, и там уже начинается другая жизнь Николеньки, точка невозврата, которая его надламывает, отсюда и небольшое пространство.

Фото: Пресс-служба ТЮЗа им. А.А. Брянцева

Подросток Николенька Иртеньев встречается с непониманием близких, первой потерей в жизни, первой влюбленностью и первым предательством. Ищет ответы на вопросы: как доверять этому миру, как продолжать любить его и людей? В этой роли — 22-летний актер Семен Толов, он первый сезон работает в ТЮЗе.

— Сначала меня распределили на роль Володи Иртеньева, брата Николеньки. А в результате играю Николя. Ничего случайного, видимо, не бывает. И я, благодаря этой роли, получил много эмоций, сделал несколько личных открытий, — рассказал актер «РГ». — Роль уже стала моей любимой. И приятно читать отзывы ребят в соцсетях. Запомнилось, как один парень написал: «Спасибо большое! На протяжении всего спектакля я испытывал невероятное чувство осознанности». На это я и рассчитывал.

Фото: Пресс-служба ТЮЗа им. А.А. Брянцева

Уже второй раз я встретился в работе с Ириной Леонидовной Соколовой, играющей мою бабушку. Ее внука Петю играю и в спектакле «Иудушка из Головлева», куда меня недавно ввели. С этой большой актрисой можно вести себя не как с достоянием, легендой театрального Петербурга, а как с обычным человеком. Я люблю пошутить с ней. А как она подкалывает! У меня к ней чувство, можно сказать, родственное: моя бабушка даже внешне и по задору была похожа на Ирину Леонидовну — маленькая, бодренькая, боевая.

— Моя роль — Бабушка Иртеньевых. Я обожаю играть старух, бабулечек! — с улыбкой призналась народная артистка России Ирина Соколова. И поделилась своим мнением о премьерном спектакле:

— Такой неожиданный результат получился — честно скажу. Режиссер талантливый, молодой, быстро нашел общий язык с нашими ребятами и словно сам стал одним из персонажей спектакля. Я вижу, с какой легкостью и озорством играют артисты. И с первого спектакля пошли хорошие отзывы зрителей. В этом спектакле мне находиться легко и комфортно. Необычная сценография, много воздуха. Материал очень хороший. Это воспоминания, нас как будто окунули в детство, отрочество. Такая прекрасная ностальгия!

Молодая актриса Анна Слынько играет Иртеньеву, мать троих детей — подростков. Внешне сама как подросток: такая юная, маленькая, худенькая, с короткой стрижкой.

— Мне кажется, я вполне могу быть мамой этим ребятам. Почему нет? В этом даже есть логика: мама и Николенька близки, он наследует ее черты, у них единый эмоциональный ключ. Он подросток, и она в душе такая же. Так что все работает, символично, — уверена актриса.

В спектакле также заняты: Дмитрий Ткаченко, Данила Лобов, Юлия Корж, Екатерина Бездель, Алиса Золоткова, Радик Галиуллин, Александр Бобровский, Ирина Волкова, Денис Гильманов.

Справка «РГ»

Иван Орлов родился в 1992 году в Лыткарино Московской области. Выпускник режиссерского факультета РУТИ-ГИТИСа (мастерская Л.Е. Хейфеца). Работал во многих театрах России. Среди его постановок: «Машенька» В. Набокова, «Месяц в деревне» И. Тургенева в Театре им. Моссовета; «Любовь людей» Д. Богославского, «Ворон» К. Гоцци, «Шинель» Н. Гоголя в Новосибирском театре «Глобус»; «Двенадцатая ночь» В. Шекспира в Томском драматическом театре и другие. Принимал участие в различных театральных фестивалях и лабораториях. «Отрочество» — его вторая постановка в ТЮЗе им. А.А. Брянцева (в 2017 году поставил спектакль «Лев, колдунья и платяной шкаф» по книге «Хроники Нарнии»).



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика