Лицедеи в «Лесу»

Людмила Безрукова, "Труд", 20.10.2023

Петербург еще не потерян для живого театрального искусства. 

Редко кто из наших режиссеров, выбирая для постановки пьесы, обходит вниманием Александра Островского с его злободневной во все времена драматургией. Вот и Уланбек Баялиев не обошел. Благо, опыт у него уже имеется: ставил в Москве «Позднюю любовь», «Грозу»… Теперь «вырастил» на сцене петербургского ТЮЗа им. Брянцева «Лес». Пьеса эта не самая простая у, как считается, легкого на перо Александра Николаевича. И ставят ее часто. Отсюда риск повториться. Или, еще хуже, провалиться.

Классический сюжет крутится вокруг любви и денег. Любви много: богатой вдовы Гурмыжской к недоучившемуся молодому человеку, положившему глаз на ее состояние; её юной родственницы к сыну купца; самого купца к богатому приданному для сына; бродячих актеров к

Вот с ними, Несчастливцевым и Счастливцевым, обычно проблема. Бродят из края в край один потому, что характер скверный, нигде не может прижиться, другой «за компанию». Дальше можно додумывать. В смысле философствовать. Что обычно и делают постановщики «Леса», соответствующим образом оформляя подмостки (за бутафорским лесом, призванным изображать тьму души человеческой, в ином спектакле и сцены не разглядишь), а также пространные монологи и смыслы.

Смыслов у Островского много. Как не заблудиться в поисках единственно важного? Не ошибиться в акцентах? Да и интересен ли местечковый конфликт двухвековой давности сумасшедшему ХХI веку с его скоростями и технологиями?

Логично было предположить, что постановщик осовременит спектакль. Как делают это с пьесами классиков многие его коллеги, после чего их (пьесы) не узнать. Иными словами, убивают авторский замысел в угоду, как им кажется, зрелищности.

У 48-летнего Баялиева, заявившего о себе постановками в МХТ, театре им. Вахтангова, калягинском Et cetera и много еще где и так, и не так. Его «Лес» прежде всего об артистах, театре, природе этого искусства. При том, что собственно пьеса не самая театральная у Островского. Режиссер делает ее таковой, старательно уводя героев и исполнителей от бытовой части сюжета.

«Мы с участниками спектакля размышляем о том, что такое игра вообще, пытаемся понять саму суть театральности. Рассматриваем сюжет этой истории как повод для игры, порой абсурдной, порой трагичной. Здесь у нас намерено перепутались жизнь и сцена», говорит он.

Где что разбираться реальным зрителям. Их места тоже на сцене. Они соучастники. Подыгрывают то Гурмыжской, то ключнице Улите с прической типа «ирокез». А то и театральной моли. Кто это и зачем оно здесь? Новый персонаж. Символ абсурда? Балагана? Драмы? Нет, уверяет режиссер, — «общей грёзы актеров». Моль забавна. Особенно когда в ее исполнении звучат фрагменты из других пьес Островского, а заодно и прочих литераторов разных времен и народов. В самом деле, играть так играть!

Зрители отнеслись к такому прочтению режиссером знаменитой пьесы поразному. Однозначного «за», как и «против», нет. Уже неплохо будет что обсудить и осмыслить

Постановки петербургского ТЮЗа в последние годы все более востребованы публикой. Аншлаги здесь не редкость. Приглашаемые режиссеры в лучшем смысле слова беспокойные, ищущие. Плюс к этому гастрольные спектакли коллег из разных регионов страны. Они стали регулярными, расцвечивая не сказать чтобы тусклую, но и не так чтобы богатую интересными премьерами театральную жизнь города на Неве. Коллективы, прежде будоражившие постоянной «движухой идей», ушли в тень. На этом фоне творческая неутомимость тюзовцев не может не привлекать.

Одной из их фишек стали регулярные гастрольные спектакли коллег из других российских (и не только!) регионов. Из сравнительно недавних Государственного музыкального театра КабардиноБалкарии (г. Нальчик). На всех четырех спектаклях южан а привозили они два мюзикла и два балета, в том числе легендарный «Аршин мал алан» (в СССР эту оперетту азербайджанского классика Узеира Гаджибекова публика наизусть знала) зал был переполнен. Сыграл, конечно, свою роль и грамотный маркетинг. Но главное тот факт, что тюзовское руководство во главе с директором Светланой Лавренцовой зовет коллективы посвоему уникальные, в обеих столицах при этом малоизвестные.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика