Большая сцена ТЮЗа имени А.А. Брянцева превратилась в Витебский вокзал, куда прибыли весьма необычные персонажи. Они спели больше 10 музыкальных композиций, среди которых были: «Давайте негромко», «Бабочка», «Нелепо, смешно, безрассудно, волшебно» «Ах, сударыня, я вот что Вам скажу» и множество других, незнакомых по фильму Марка Захарова, но также принадлежащих перу Геннадия Гладкова и Юлия Кима, песен. Аккомпанировал им оркестр, а особенную изюминку составили приглашенные артисты: Нонна Гришаева, Иван Ожогин и Юлия Дякина. Играли «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца.
Что такое чудо в современных реалиях? Зачем Волшебник придумывает сказку? Как проявится своенравие Короля? К каким хитростям прибегнет Министр-администратор, чтобы очаровать Хозяйку? Все это можно будет увидеть, а главное услышать 13 и 20 ноября в 14.00 и 19.00.
Каждый прожитый час неумолимо приближает к смерти. Боли. Расставанию. Но это не повод для грусти, а возможность с трепетом относиться к жизни. Испытывать и проявлять любовь к окружающим — самый сильный поступок, на который способен человек. Безрассудная, взвинченная, лихорадящая любовь, для которой не существует никаких преград — в центре интереса Волшебника. Иван Ожогин играет таинственного мага-чародея, с первых минут мюзикла зачаровывающего не только своим глубоким тенором и выразительной фактурой, но и отточенными фокусами, мгновенно погружающими в пространство игры. Он, как истинный Создатель, чувствует, что скоро расстанется со своей любимой женой и напоследок хочет рассказать, как сильно ее любит. Его альтер-эгом окажется строптивый Медведь, который попытается уберечь свою возлюбленную — Принцессу от трагической развязки. Но сказка будет рассказана до конца и чудо свершится — увы, не для всех героев.
Роль Хозяйки в очередь исполняют две актрисы. Анна Слынько — хрупкая, невесомая, при этом довольно серьезная женщина. Мария Матвеенко — женственная, очаровательная, предчувствующая свою смерть героиня. Вместе с Волшебником (в роли которого будет выступать и артист ТЮЗа Дмитрий Ткаченко) они представляют образ семейной пары, в которой, за давностью совместной жизни, поугасло пламя любви. Чтобы нагреть чувства до нужного градуса, а также напомнить, как ценно время, проведенное вместе, и сочиняется вся эта великолепная музыкальная история, в которой встречаются многообразные характеры, а также анализируются различные типы отношений, в том числе между родителями и детьми.
Короля играет Алексей Титков, и делает он это превосходно. Проживание расставания со своим ребенком, осознание взросления героини и готовность с пониманием относиться к ее настроению облагораживает эгоистичный образ Короля. С драйвом и по-рокерски актер поет «Пейте, а иначе пойте, а иначе,… голову долой!», искренне радуясь, что его дочь встретила любовь.
Роль Принцессы и Медведя в очередь воплощают несколько исполнителей, расскажем про две пары из них. Принцесса Юлия Дякина и Медведь Иван Коряковский — довольно сознательные и взрослые люди, трагично принимающие удары судьбы. Принцесса Анастасии Малаховой и Медведь Федора Соколова — юные подростки, впервые встретившиеся с чувством, поэтому столь трепетные и наивные. Особенно завораживающей красотой наполнена финальная «Ария» Принцессы, мелодично прощающейся с жизнью. Молодая, начинающая актриса Анастасия Малахова, недавно принятая в труппу ТЮЗа, с глубоким проникновением исполнила эту партию, превратив его в настоящий гимн любви.
Главным противником любви и воплощением приземленного восприятия чувства является Министр-администратор. Эту роль играют в очередь два исполнителя. Персонаж Кузьмы Стомаченко — невозмутимый и ясно осознающий свое превосходство герой, уже привыкший выходить победителем из любой ситуации. Радик Галиуллин в этой роли существует острохарактерно, харизмой и энергетикой напоминая Фредди Меркьюри. Его герой доходит до граней трусости и гордыни, он обаятельный негодяй, умеющий из любой ситуации извлекать выгоду. С большим юмором поставлена песня «Бабочка», в которой рой придворных дам изо всех сил пытается помочь соблазнить Хозяйку. Такое проявление «любви» ранит героиню и она начинает задумываться над тем, что же для нее значит это чувство.
Охотник (Денис Гильманов) представляет сатиричный образ человека, имеющего свою «дикую страсть». В его образе раскрывается комичное преломление любви, любовь как полное обладание желаемым объектом, лишающее его воли и жизни. Герои примиряют и эту маску любви и понимают, что она им совершенно не подходит. Поиск продолжается.
Каждый поступок ведет к определенному результату. Обида и эгоизм, неумение договариваться и перешагивать через свою гордыню может сделать несчастным на всю жизнь, и это тоже горькая истина раскрывается во взаимоотношениях Эмиля и Эмилии. Эмилию в очередь играют три актрисы. Нонна Гришаева исполняет роль обаятельной и утонченной, несмотря на все ее бравадные высказывания, героини. Анна Мигицко существует эксцентричнее, рисуя образ настоящей предводительницы своего маленького женского племени придворных дам. Ольга Карленко — теплая и искренняя, многогранная Эмилия, мгновенно переключающаяся с регистра «дамы при исполнении» на трепетную возлюбленную. Дует с Эмилем (Владимир Чернышов) наполнен нежностью и легкостью, это попытка вспомнить молодость и возродить неуловимый миг очарования друг другом.
Солист Мариинского театра Виктор Коротич исполняет роль Первого министра. Его песня рассказывает о прошлой жизни и выполнена в стиле немого кино, а образ напоминает Чарли Чаплина. Объемный баритон подчеркивает былую мощь героя, оставшегося ни с чем. Титры содержат ироническую отсылку к культовому фильму Марка Захарова, который, несомненно, возникает в сознании всех зрителей старше 30 лет. Но сравнения, конечно, абсолютно бесполезны, потому что жанр мюзикла предполагает совершенно иную природу существования.
Работа педагога по вокалу Елены Булановой оказалась грандиозна: за довольно короткие репетиционные сроки артисты добились безупречного исполнения песен в своем вокальном диапазоне. Дирижер Александра Чопик прекрасно чувствует солистов и синхронно существует с ними: качество оркестрового и вокального звучания оказывается приятно высоким и самобытным.
Каждая музыкальная композиция и танцевальный номер (хореограф Светлана Хоружина) позволяет раскрыть личность героя и развивает сюжетную линию. Актеры следуют за музыкальной партитурой, прекрасно отражающей психологию персонажей и происходящие с ними изменения. Особенно хорошо это проявляется в линии главных героев и Короля, исполняющего три музыкальные композиции, и из терпкого мажора уходящего в сатиричный минор.
В течение спектакля ансамбль трижды меняет костюмы, которые отражают общее настроение происходящего (художник по костюмам Виктория Севрюкова). С каждой сценой они становятся все насыщенней и трагичней: так изумрудное зарождение любви как пробуждение всего живого сменяется холодными вьюжными синими красками — в этот момент происходит душевный разлад между влюбленными. В финале преобладают бардового-красные цвета, являющиеся символом любви и смерти, предела человеческого чувства. Костюмы героев далеки от бытовых, они подчеркивают изящество, инаковость и фантазийность художественного мира. Лишь Волшебник и Медведь остаются неизменны в своем внешнем облике, тем самым подчеркивается их единство: Волшебник ведет диалог с самим собой и, в первую очередь, сам стремится перестать бояться любви, зная печальный исход событий.
Световое наполнение спектакля довольно интимное и затемненное: рассказываемая история, несмотря на обилие персонажей, касается двоих (художник по свету Иван Виноградов). По авансцене проносится маленький паровозик, на видео едет большой состав, колонны Витебского вокзала надвигаются на людей, лишая их физического пространства (художник-сценограф Вячеслав Окунев), но люди не сдаются. Герои все время находятся в пути, пытаются найти свое место в жизни и свое счастье. Мистическая, таинственная притча познакомит с разными языками любви, представит разные модели поведения людей и предостережет от главного — потери искренности, провозгласит умение жить здесь и сейчас и ценить любовь.
Премьера «Обыкновенного чуда» доказала, что ТЮЗ не только смело берется за проекты высочайшего уровня, но и профессионально воплощает их: артисты труппы (и тем более приглашенные звезды) справляются с синтетическими задачами, с мудростью и любовью следуют по извилистому пути смысла, точно наращивая темпоритм мюзикла. Многожанровая музыка Геннадия Гладкова позволяет насытить спектакль различными героями и настроениями, полноценно захватывает с первой композиции и держит внимание до самой последней ноты. По мнению режиссера, в современном мире чудом оказывается вполне простая, казалось бы, вещь — сохранение любви, несмотря ни на что.