«Новые приключения Петсона и Финдуса»: кто же главный в доме?

Аглая Прокофьева, cleverculture, 29.09.2022

Сказки Свена Нурдквиста, современного  шведского писателя, любимы читателями уже нескольких поколений. Ежегодно создаются мультфильмы, пишутся компьютерные игры, выпускаются мюзиклы и даже сборники песен с нотами по мотивам любимых историй. В России новеллы про Петсона и Финдуса стали известны в 2005 году, когда  книги были переведены на русский язык. ТЮЗ имени А.А. Брянцева первым обратился к сценическому воплощению произведений Свена Нурдквиста в формате Большой сцены. 17 сентября театр выпустил уже вторую часть приключений фермера Петсона и котенка Финдуса, погружающую в трогательные взаимоотношения между героями. Неумение делить с кем-то только твоего любимого человека, подростковый бунт и беспредельное принятие, наполняют фантазийно-музыкальный спектакль Василия Сазонова, с теплотой и нежностью переносящий в детство.

Почти два года назад в театре вышел спектакль «Петсон и Финдус», ставший  лауреатом премии «Театры Санкт-Петербурга — детям». Спектакль стал настолько популярен, что потребовал продолжения, тем более литературный материал это позволял. Совсем недавно, 17 сентября состоялась премьера второй части истории — «Новые приключения Петсона и Финдуса», рассказывающая о кризисных событиях в жизниглавных героев. Режиссер Василий Сазонов переосмысляет новеллы «Чужак в огороде», «Финдус переезжает» и «Именинный пирог» и соединяет их воедино. В центре сюжета — появление важного петуха Юсси, постоянно исполняющего арии известных классических произведений на куриный манер. Всеобщий переполох и внимание к «артисту» обижает котенка Финдуса, привыкшего быть гвоздем программы и главным в доме. Не терпя конкуренции, он вынуждает петуха покинуть гостеприимный дом Петсона. Казалось бы — покой вернулся, но не в сердце главного героя, переживающего из-за своего поступка. Совестясь и скрывая вину, он идет дальше — и устраивает бунт, переезжая жить в старый туалет. Петсон готов идти навстречу желаниям Финдуса и всячески помогает ему, надеясь на сохранение теплых отношений. Умение дружить, прощать, чувствовать друг друга и жертвовать собой — оказывается центральными темами театрального повествования.

Неиссякаемая энергия Финдуса и желание воплощать все, даже противоречащие логике  идеи в жизнь, прекрасно сочетаются с трезвомыслием и практичностью внимательного и любящего Петсона, готового открывать прекрасное для взрослеющего героя. Харизматичный Петсон в исполнении Сергея Жуковича — трепетный, нежный и деятельный герой, всей душой привязанный к своему задорному и взбалмошному, но невероятно теплому и солнечному котенку в исполнении Ирины Волковой. Классические взаимоотношения взрослого и ребенка раскрываются в увлекательном контексте: окружающий мир героев невероятно живой и привлекательный. Талантливая и трепетная курица Прилан (Янина Бушина), гордый, знающий себе цену петух Юсси (Кузьма Стомаченко), вездесущие Мюклы (трио Елизаветы Прилепской, Оксаны Глушковой и Дениса Гильманова), то оказывающиеся на подтанцовке, то превращающиеся в бригаду строителей, то затевающие шалости — несмотря на возникшую было конкуренцию, существуют на одной волне любви и принятия друг друга, как большая семья. Это воплощается в танце, задорно исполняемом персонажами и являющимся своеобразным гимном дружбе и любви (хореограф Евгения Смелова).

Свен Нурдквист тонко чувствует мир ребенка и превращает каждую секунду жизни своих героев в увлекательное событие. Художник-постановщик спектакля Анастасия Лыкова  придерживалась стилистики автора, являющегося иллюстратором своих книг. Именно с рисунков и началось создание историй про Петсона и Финдуса — их художественная насыщенность является неотъемлемой частью сюжета и одной из сложнейших задач для воплощения. Постановочной команде ТЮЗа удалось создать узнаваемый мир «Босха для детей», где живут обаятельные герои. Внимание к деталям, нетривиальность образов, мультимидийная выразительность рисуют уютный, причудливый быт персонажей. Спектакль срывает множество аплодисментов  и с интересом и вниманием воспринимается зрителями, сопереживающими героям. Ценно, что старейший детский театр России дает возможность погрузиться в многогранный мир скандинавского сказочника Свена Нурдквиста и благодаря высокой детской литературе готовит детей к серьезному и вдумчивому диалогу о жизни.

Аглая Прокофьева

Фотографии Стаса Левшина



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика