Обыкновенное чудо – чудо любви. Пока ты со мной и я с тобой, с ума можно сойти от счастья

 Олеся Лисенко, "Бес Кульутры"

Чудеса и не только.

В ТЮЗе им. Брянцева состоялась премьера мюзикла «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Знакомая многим история, перенесенная на сцену режиссером Алексеем Франдетти, заиграла новыми красками.

Спектакль, хотя и поставлен в ТЮЗе, имеет возрастное ограничение 16+, и после просмотра можно сказать, что это неспроста. Нет, зрителям более младшего возраста тоже будет интересно, и вполне возможно, что и они посмеются над шутками, но их герои – Принц и Медведь. И они, несомненно, тоже главные герои, но все же спектакль адресован более старшей аудитории, и это заметно. Со зрителем говорят о любви, о расставании, о выборах и пути.

История, несомненно, романтическая, наполнена искренними чувствами и даже трагизмом.

В центре истории – Волшебник. Тот, кто легко играет чужими судьбами. Игра, которую он затеял, это веселье – жестоко. Но он, чувствуя неизбежность расставания с любимой женой и сам словно являясь не до конца человеком, а потому мыслящий иными категориями, будто бы хочет вспомнить, каково это – влюбляться. Какая она, любовь, когда только зарождается?

Ведь он тоже любит, просто не так, но все же – всей душой – Хозяйку. Женщину, на фоне монументального Волшебника кажущуюся совсем еще юной и хрупкой.

«– Милый, а зачем ты затеял все это?

– Мне захотелось поговорить с тобой о любви».

И он говорит. Так, как может он – Волшебник. Не только с женой, с которой чувствует себя влюбленным мальчишкой, но и с нами, зрителями.

В спектакле практически нет декораций: только широкая лестница, трансформирующаяся и переносящая нас из одного места в другое, и колонны – колонны вокзала, – которые могут показаться прутьями решетки, закрывающими героев внутри истории.

Гудит, движется по рельсам крохотный паровоз, сменяются на экране кадры, и мы совершаем тот же путь, что и герои. И каждый из них движется по собственному пути.

Меняются проекции на экране, меняется свет, и вместе с ними меняется и настроение. Но одно остается неизменным почти все время – свет кажется словно бы приглушенным, создающим интимную обстановку. Потому что все, о чем нам говорят, не лежит на поверхности. Это чувства, которые не только отзываются в душе героев спектакля, но и способны затронуть отголосками зрителя.

Вот любовь Волшебника к Хозяйке – безрассудная, волшебная. Вот любовь Медведя и Принцессы – первая, светлая, искренняя и восторженная. Новое для них чувство, которого оба желают и вместе с тем боятся. И здесь же есть трагическая история Эмиля и Эмилии, которые когда-то были влюблены друг в друга и чувства которых друг к другу не угасли до сих пор. Каждый из них вспоминает былые времена и корит себя за то, что столько лет – счастливых, возможно, лет! – потратил впустую. И они не хотят, чтобы Принцесса и Медведь – подростки, в которых они узнают себя – совершили те же ошибки, что и они когда-то.

Но не только декорации работают на спектакль, не только игра каждого из артистов раскрывает героев, но и костюмы (Виктория Севрюкова). Яркие, красочные костюмы Короля и его свиты, выполненные в едином фантазийном стиле, объединяют их и вместе с тем не лишают индивидуальности каждого. Образ принцессы одновременно стилистически един с костюмами двора и ярко выделяется на общем фоне.

Костюм Медведя приземленный, темный. Он и есть создание Волшебника, и, хотя внешне человек, в реальности все же зверь.

Своя «инаковость» и у образов Хозяйки и Волшебника – вытянутые силуэты, почти лишенные цвета в сравнении с жителями сказочной страны. Плащ Волшебника и вовсе черен – одновременно торжественный и траурный. И в этом особенный символизм, потому что он не только знает, что всесилен, но и чувствует то, как утекает время, приближая момент неизбежного расставания с любимой.

Таким образом, мы одновременно видим несколько историй – непохожих, наполненных чувствами. Обыкновенное чудо – сказка о любви для взрослых. Волшебная. Рассказанная вполголоса.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика