РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

М. Кингисепп, Инфоскоп, декабрь 2019

Новая премьера Владимира Богатырева «Время Ч.» в ТЮЗе (предыдущий его спектакль «Летучкина любовь» оказался востребованным среди юных зрителей) поставлен на десять артистов по десяти рассказам Чехова, а точкой отсчета имеет афоризм Экзюпери «все мы родом из детства». Подспудные вопросы, которые ставит режиссер, уводят в философию и психоанализ: кто мы, какие мы, откуда и куда идем? А еще — как на наше самосознание и жизненный путь влияют люди и обстоятельства? Спектакль задает тему взаимоотношений взрослых и детей и становления личности. Юные зрители, гомонящие перед началом, задумчиво высиживают два часа без антракта, с готовностью отзываясь смехом и аплодисментами во время комедийных моментов и замирая в моменты трогательные и важные.

Эпиграфом программка предлагает считать фразу чеховскую «В детстве у меня не было детства». Фрагменты дневниковых записей, записных книжек и писем писателя здесь зачитывают вслух. Жанр же самого спектакля заявлен как «игра-размышление» и обильно снабжен (Богатырев — не только постановщик, но и автор инсценировки и музыкального оформления) романсами и песенками под гитару, вальсами, плачем скрипки с духовыми, напевами душевными, колыбельными нежными, народной разноголосицей и тому подобными атмосферными вещицами.

На сцене полукругом расставлены венские стулья, которые затем разносят по разным сторонам. Прочие элементы декораций и реквизита решены с намеком и с геометрической простотой: маленькие яркие кубики и фигурки — элементы конструктора — свалены кучкой на авансцене, большие — на арьерсцене, где из них собирают то помост, то стол, то лавку, то диван-канапе… Над всем этим размещена еще одна фигурка, служащая экранчиком: на нем если не небо, то крупный план того или иного героя виднеется.

«Дома», «Ванька», «Зиночка», «Житейская мелочь», «Кухарка женится», «Не в духе», «В приюте для престарелых», «Отец семейства», «Папаша» и «О драме» — рассказы не самые известные (кроме разве что истории про Ваньку Жукова и его незабвенное письмо «На деревню дедушке Константин Макарычу»).

Инсценировка и режиссура таковы, что предложения из нарратива и диалогов разбросаны между исполнителями (большей частью молодыми): так не скучно слушать, не занудно воспринимать, ведь у всякого своя интонация, тембр, манера, осмысление. Истории в лицах разыгрываются как бы детьми — в прологе артисты задумчивы, затем это ватага резвящихся ребятишек, расхватывающих те или иные роли, точно как в детской игре: чур, я такой-то, а ты такой-то, а давайте так, а теперь вот так… Они носятся, скачут, раскатывают на самокатах, велосипедах и гироскутерах, таскают на веревочке лошадку… Для зала это как бы свои, понятные сорванцы, от которых умные мысли воспринимаются детской и молодежной аудиторией проще и без предубеждения, нежели от поколения родителей. Ведь когда твой ровесник играючи транслирует, что нельзя курить, нарушать клятву, обижать слабых и обманывать близких, это работает. На то и расчет в наше время — «время Ч.», где буква «Ч» подразумевает не только от фамилию писателя, но и, скажем, «ЧП», «Чувство», «Чудо»…



yamusic

Правила профилактики коронавирусной инфекции
Специальная линия «Нет коррупции!»
Охрана труда
Доступная среда
Продолжая использовать сайт tyuz-spb.ru, вы соглашаетесь на условия использования сайта. Более подробную информацию можно найти в Политике конфиденциальности.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика