Ромео и Джульетта: новое прочтение истории

Наталья Стародубцева, Арт-журнал "ОКОЛО", 12.02.20

Ромео и Джульетта. Одна из самых известных трагедий Уильяма Шекспира, пережившая десятки экранизаций, оперные и балетные постановки, мюзиклы. Казалось бы, что нового можно привнести в знакомый сюжет о несчастной любви юноши и девушки из враждующих семей?
За смелую интерпретацию взялся болгарский режиссёр с мировым именем, вернувшийся на петербургскую сцену спустя десятилетие — Александр Морфов, обладатель свыше 20 национальных и международных театральных премий (среди которых «Золотая маска», «Чайка», «Золотой Софит», «Хрустальная Турандот» и др.).
Премьера спектакля состоялась в ТЮЗе имени Брянцева 7 февраля. Зрители поначалу недоумевают — на сцене перед началом действа будто снимают кинофильм об американской школе – с чирлидершами, игроками в бейсбол, совершающими разминку в спортзале. Две противоборствующие команды — это Монтекки и Капулетти в алой и кобальтовой форме. Специфическая «колизейная» рассадка в зале усиливается складывающимися и движущимися по периметру сиденьями на сцене, оттого – полное ощущение – что перед нами — то ли школьный стадион, то ли арена для боёв, то ли цирковой манеж.
А посреди сцены — настоящий ретроавтобус! Именно в нём происходит таинство первой брачной ночи возлюбленных, в нём они мечтают, сидя у руля и стремясь в будущее, к свободе без всяких условностей, это же и обитель духовника Лоренцо. Но также это ограниченное пространство послужит и местом кровавой бойни Тибальта (Фёдор Федотов) и Меркуцио (Олег Сенченко), и разнузданной вечеринки. Современная молодёжь падка на эпатаж, фрик-шоу и совершенно невообразимые и несовместимые сочетания – а потому огромные бюсты и обломки античных статуй соседствуют с эстетикой стритстайла, бочками-канистрами с граффити и пластами то ли грязи, то ли пепла.
Сценограф Семён Пастух использует пространство по максимуму – персонажи возникают из темноты зала, сидят на бордюре сцены, забираются на верхние ярусы скамей, наблюдая за происходящим вокруг..и чувствуют себя безмерно одинокими.
Режиссёр акцентировал внимание на том, что история Ромео и Джульетты – вне временных рамок, и создал притчу о современных молодых людях с открытыми сердцами, непонятых взрослыми и бунтующих. Оставив текст Шекспира, Морфов уменьшил чрезмерный пафос произведения благодаря переводу Ивана Диденко и Татьяны Щепкиной-Куперник. Речь героев подчас перемежается сленгом и матом – ведь это свойственно подросткам. Абсолютно естественна и первая влюблённость молодых – заносчивую, дерзкую пацанку Джульетту (Анна Слынько) будто пронзает вспышка, а их первый поцелуй с Ромео (Дмитрий Ткаченко), испуганный, но жадный и страстный, больше напоминает борьбу. Кажется, что на миг время замерло, и существуют только эти двое.
Характерны одеяния героев – Джульетта поначалу носится в майке и юбке-шотландке с кедами, но на маскарад, перед встречей с Ромео, она надевает платье-пачку, и становится похожа на умирающего лебедя — хрупкая и уязвимая. Чистая душой, она в буквальном смысле светится (благодаря лампочкам на платье) и откровенно скучает посреди пафосных гостей-пустышек, увлечённых сплетнями и селфи. А Ромео облачается в свитер, отдалённо напоминающую кольчугу – возможно, подсознательно, чтобы защитить сердце от горя? Гламурная дива, мать Джульетты, задыхается словно птица в золотой клетке с мужем-миллионером, который буквально купил её ещё девочкой. «Que Sera Sera» грустно напевает она песню Дорис Дэй, но не находит в себе сил спасти от подобной уготованной судьбы дочь. К слову, режиссёр использует излюбленный приём из сериалов и фильмов – закрепление за персонажем отдельной композиции-ассоциации. Так, Ромео с друзьями отрываются под AC/DC («Highway to Hell»), Капулетти веселятся на вечере под ритмы «Via con me» Паоло Конте, а трогательная «Ain’t No Sunshine» Билла Уизерса — тема Джульетты и Ромео.
В финале, после того, как звенящую тишину разрезает звук выстрела Джульетты, звучит проникновенная «Over the rainbow» — и так хочется верить, что спустя столетия человечество учится на своих ошибках, ведь множество трагедий можно избежать, если уметь слушать друг друга.




Правила профилактики коронавирусной инфекции
Специальная линия «Нет коррупции!»
Охрана труда
Доступная среда
Продолжая использовать сайт tyuz-spb.ru, вы соглашаетесь на условия использования сайта. Более подробную информацию можно найти в Политике конфиденциальности.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика