Спектакль «Временно недоступен»: драма в режиме «лайт»

Анна Ветлинская. Интернет-журнал "Интересант", 26.06.17

В ТЮЗе им. Брянцева попытались повернуться лицом к тинейджерам. Но — только на Малой сцене Тинейджеры в театр не ходят — это аксиома. И не потому что не хотят, а потому что практически нет в современных театрах спектаклей, которые были бы им интересны. Для детей всех возрастов — сколько угодно, для их родителей — тоже, а вот про тех, кому от двенадцати до восемнадцати, забыли. Подходящих пьес мало, желающих их ставить немного, вот и образуется дыра в репертуарах и, соответственно, выпадает целый возрастной пласт потенциальных зрителей. Которые быстро подрастут, но в театр все равно уже не пойдут — привычки не будет. Поэтому каждая постановка, которую можно отнести к спектаклям для этой возрастной категории, сегодня на вес золота. И иногда они все-таки появляются. Возрастной ценз «на вырост» Понятно, что в нашем городе ответственность за работу с такими зрителями несет ТЮЗ им Брянцева, в репертуаре которого в последнее время в основном — спектакли для детей или взрослых, не для тинейджеров. И вот наконец очередь дошла до них. Правда, под спектакль «Временно недоступен», поставленный Андреем Загородниковым по пьесе современного немецкого драматурга Петры Вюлленвебер, выделили лишь Малую сцену. Возрастная метка «18+» на афишах этого спектакля пугать не должна. Это — требование законодательства. Ведь в подростковом спектакле — курят. Целых три раза. За это создателям перед началом приходится извиняться и сообщать, что курить вредно. Метка не очень правильная, потому что после восемнадцати у людей уже совершенно другие интересы и проблемы, мало отличающиеся от проблем, например, тридцатилетних. И то, что волнует школьников, их уже совершенно не беспокоит. А главные герои спектакля — как раз тинейджеры, пусть и немецкие. Играют их, что радует, практически вчерашние школьники — а точнее, выпускники Театральной академии, только в этом сезоне принятые в труппу театра. Поэтому никакого диссонанса не возникает. Им веришь. Да и взрослых в спектакле тоже играют недавние выпускники — чтобы перевоплотиться, им требуется всего лишь немного грима. Получается такой полностью молодежный спектакль, когда актеры еще не забыли свои школьные годы, но уже что-то понимают во взрослой жизни. Чтоб не пропасть поодиночке… И в этой взрослой жизни иногда случаются трагедии. Погибает в автомобильной катастрофе мать, и двое детей, их отец и бабушка остаются каждый со свои горем наедине, отдаляясь друг от друга всё больше и больше. Слова в телефоне «абонент временно недоступен» звучат всё чаще и вполне могут перейти из разряда «временно» в разряд «навсегда». И только когда сын, ищущий выход в различных экстремальных проявлениях, сам оказывается на волосок от гибели, семья понимает, что только вместе они смогут выстоять и стать счастливыми. Все события разворачиваются в, мягко говоря, скромных условиях Малой сцены, когда актерам приходится выходить на сцену из той же двери, в которую только что вошли зрители, и довольствоваться минимумом декораций. Поэтому пара черных столов, которые меняют свое назначение в зависимости от ситуации, да цветок в горшке — это весь реквизит. И тут, чтобы завоевать публику, надо рассчитывать только на свои способности. Лучше всего это получается у играющих детей Федора Федотова и Анны Дразниной. А Федотов кроме того еще и демонстрирует свои спортивные навыки. Его герой — начинающий хоккеист и половину спектакля нарезает по крошечной сцене на роликах. Но если эти герои отвечают в постановке за ее драматическую составляющую, то за юмор и характерность — бабушка. И это, с одной стороны, очень выигрышная роль, с которой Анна Мигицко (отчество Сергеевна, думается, о многом говорит) достойно справляется. Но с другой, уж больно банальный образ для ее героини выбрал режиссер — злая Круэлла из «101 далматинца» один в один. Поэтому все актерские гэги предсказуемы и не вызывают той зрительской реакции, на которую явно рассчитывали создатели спектакля. Именно эта бабушка поначалу вызовет отторжение всей семьи, а потом — даже несмотря на то что курит, пусть и не трубку, — станет ее связующим звеном и спасением. Такая вот довольно банальная мелодраматическая история с хеппи-эндом, которые очень любит американский кинематограф. В ТЮЗе тоже не стали излишне нагнетать ситуацию и сделали драму-лайт. Именно такую можно показать школьникам, которые пока воспринимают жизнь в режиме «лайт». Восемнадцатилетние «с плюсом» уже сообразят, что не всё так легко и просто, как происходит на сцене. Зато тинейджеры легко узнают в героях себя, свои взаимоотношения с ровесниками и старшим поколением и, может быть, даже сделают какие-то выводы. И хорошо, если рядом в этот момент будет сидеть кто-нибудь из взрослых, кого можно взять за руку, как сделали это в финале герои спектакля.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика