«Тема Урока»

Мария Кингисепп, журнал "Infoskop" №242 (ноябрь 2017)

Премьерой «Лицо Земли», актуальной в Год экологии, открыл сезон ТЮЗ им. А.А. Брянцева. Евгения Сафонова срежиссировала «спектакль о планете» в формате лекционно-драматического (с намеком на документальный) театра и придумала сценографию как ожившее наглядное пособие, вспомогательный инструмент для действия. Над визуальным образом технологичной постановки трудилась целая команда художников и саунд-дизайнер. Видеоряд достоин всенародно любимых телепередач «Клуб кинопутешествий» и «Очевидное — невероятное». Изображение, которое транслируют на главный большой экран по центру и импровизированные (на стенах справа и слева) экраны поменьше, напоминает заплывы Кусто, фильмы производства National Geographic и тому подобные научно-популярные опусы. Вся красота, однако, сводится к обвинению человечества в истреблении редких растений и животных (следует список и описание жизнедеятельности оных). Они познавательны, эти кадры. Они красивы, даже когда демонстрируют гибель. На зверей, птиц и рыб с диковинными названиями интересно смотреть (первые полчаса — дальше становится тоскливо). Зарисовки эти можно показывать на уроках по основам безопасности жизнедеятельности и прочих природоведениях, географиях, биологиях и физиках с химиями. Собственно, таковым уроком, или лекцией, если угодно, на тему экологии и является действо с единым сюжетом «Земля и ее команда». Чтоб не измучилось дитя, сидящее в зрительном зале (мы же в театре юных зрителей, значит, воспитательный процесс должен наличествовать), его учат всему, связанному с экологией, шутя. Над эффектной частью спектакля поработали саунд-дизайнер Андрей Титов-Врублевский и художник-технолог Андрей Суров во главе с художником-постановщиком Анной Мартыненко. Они отвечают одновременно за натуралистичность и артистичность, дабы картинка все-таки оставалось перформативной, сценической. Для этого внимание зрителя, привыкшего к потоку информации и перекличке разноголосых мессенджеров и разномастных соцсетей, разбрасывают во все стороны, моделируя эффект гаджета. Другая команда «спасателей Земли» состоит из молодых артистов. Это нарочито обезличенные ребята в серых одеждах униформистов, хотя их лица крупным планом снимают несколько камер в режиме реального времени. Они произносят километры текста, чтобы успеть изложить целый научный трактат с претензией на речь нобелевского лауреата. Они существуют словно пешки в чьей-то игре, хотя речь держат гроссмейстерскую, осмысленную, с претензией на индивидуальность. Подобный контраст вызывает когнитивный диссонанс. Актерство как таковое режиссура отметает, выдавая слова автора за нейтральные монологи исполнителей, якобы сказанные под влиянием благородного внутреннего порыва: как нам уберечь, спасти и грамотно обустроить планету. Мол, пока еще не поздно нам сделать остановку, кондуктор, нажми на тормоза. Дескать, все, что мы делаем, вредно. Даже этот спектакль, доверительно сообщают нам, приносит вред. Зато наше поколение — последнее, которое может хоть что-то исправить. Таков месседж.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика