Татарский академический театр имени Г. Камала (Казань)
Режиссёр, художник — Айдар Заббаров
Художник по свету — Ольга Окулова
Педагог по музыкальным инструментам — Йусуф Бикчантаев
Литературный консультант — Гульчачак Шайхетдинова
Видеомэппинг — Рамазан Исламов, Рамиль Валеев
В спектакле заняты: Эмиль Талипов, Алмаз Бурганов
Один протагонист — второй антагонист, один заложник — второй властелин ситуации, один убегает — второй догоняет, один творит — второй оценивает, в общем, между героями драматический конфликт, психологическое и личностное противостояние.
А еще у каждого своя правда, свои особые обстоятельства, амбиции и взгляды на явления, понятия, цели, задачи и т.д. Каждый хочет выйти победителем в споре мировоззрений, игре самолюбий, противостоянии здравого смысла и абсурда жизни, преодолеть непреодолимые обстоятельства и добиться торжества истины!
Какими могут быть последствия встречи Автора и Цензора, искусства и циркуляра, свободы фантазии и рамок дозволенного, стоит ли зажигать сигнальные костры или пора посыпать голову пеплом, об этом пойдет речь в спектакле Айдара Заббарова по известной комедии японского драматурга, сценариста и режиссера Коки Митани «Академия смеха».
Айдар Заббаров: «Наш спектакль мы назвали «Көл». Название это можно понимать двояко — с татарского оно переводится как «смейся» и «пепел». Мы остановились на значении «пепел». В спектакле поднимаем очень сложные темы и посвящаем его всем пострадавшим от цензуры в разные эпохи татарским писателям. Так, произведение Гаяза Исхаки на две трети было сокращено цензором, и писатель даже всерьез думал об убийстве своего обидчика. Кроме Исхаки есть другие наши великие авторы, с кем случались истории, связанные с цензурой. Есть моменты, которые в меня очень попали. Например, Адлер Тимергалин рассказывал, как сжигали книги. Габдуллу Тукая просили заменить строки».