«Проповедь ворам ради забавы»

Екатерина Приклонская, Арт-журнал «ОКОЛО»

19 сентября в ТЮЗе им Брянцева состоялась громкая премьера спектакля «Доходное место» режиссёра Дмитрия Астрахана, открывающая новый театральный сезон. Классическая пьеса А.Н. Островского поставлена с детальной точностью, без отклонений в сторону «осовременивания», оставаясь верной первоисточнику. Большой литературный пласт был лишь слегка освежён пикантными недоговорённостями в речах умудрённой жизнью вдовы, наставляющей дочерей и их пылких женихов. Тема не нова, но всё ещё остаётся злободневной: коррумпированность чиновников, испорченная лжеучением молодёжь и лишь немногие, ищущие правды, нищенствующие и отвергнутые, мечут бисер перед свиньями в надежде, что когда-нибудь настанут другие времена, и придут другие люди, подвинув укоренившуюся воровскую знать. Молодые актёры умело поспевают за народными артистами, не теряясь на их фоне. И даже недочёт, где Белогубов (Галиуллин Р. Р.) допустил неосторожность наступить на подол платья своей невесты, обыгран с таким благоговением, что это заслуживает отдельных аплодисментов. Многочисленные репетиции помогли довести до автоматизма (но не утратить своей свежести!) сцены с «орудованием топором» Жадовым (Батарев И. Н.). Юные девушки, играющие дочерей вдовы коллежского асессора, радовали зрителей, строя глазки женихам сразу же после материнских подзатыльников, по мановению волшебной палочки меняя тон с детско-наивного на стервозно-холодный (Золоткова А. Д.). Актёры, игравшие прислугу в домах господ, являлись связующим звеном между актами: девка-заика, появлявшаяся, как гром среди ясного неба и дворецкий, так пренебрегавший носить на руках маленькую крысоподобную собачку хозяйки. Уровень их игры находится на столь высоком уровне, что их сложно отнести к героям третьего или даже второго плана. В этой постановке каждая деталь и каждый актёр имеют первостепенную важность и несут свой смысл. Народные и заслуженные артисты, разумеется, снова подтвердили своё звание умопомрачительной игрой — все смеялись до колик в животе и слушали, разинув рот и схватывая каждое их слово. Соединял же всё происходящее одинокий слепой шарманщик, переводивший внимание на себя, пока декорации арьерсцены менялись в зависимости от времени и места. Спустя 25 лет Астрахан возвратился на сцену ТЮЗа, чтобы снова сорвать бурю оваций! Его профессиональная карьера насчитывает более трёх десятков лет, а начинал Дмитрий Хананович с работы режиссёром в Свердловском ТЮЗе. На его счету более двадцати картин, а работал с такими актёрами как Александр Збруев, Михаил Ульянов, Марина Неёлова, Анатолий Журавлев, Ирина Мазуркевич. Театральных постановок у него почти в два раза больше. А совсем недавно у Дмитрия Астрахана вышла громкая кинопремьера, получившая широкий общественный резонанс — фильм «Деточки», где герои нашего времени погрязли в беззаконии и коррупции. Видимо, продолжая выносить приговор нашему обществу, режиссёр обратился к пьесе Островского, в которой, по его словам, мы можем найти отражение нынешнего положения: «Вслушайтесь в текст: «У нас общественного мнения нет и быть не может. Не пойман – не вор, вот вам и все общественное мнение». Ничего не напоминает? Это ведь просто публицистика нового времени, закадровый текст из горячего телевизионного сюжета, а никакой не 19-й век».И если бы кто-то из современных политиков, чиновников и власть имущих пришёл на эту премьеру, увидели бы они себя, как в кривом зеркале комнаты смеха. Пьеса, написанная в 1857 году не перестаёт быть насущной и через полторы сотни лет, и даже если уснуть ещё на столько же лет и вдруг проснуться – в России всё также будут пить и воровать. Ведь работая чиновником и подвергаясь постоянной опасности быть пойманным за руку, всегда приходится держать её (руку) на пульсе. Потому старый чиновник Юсов (н.а.России Шибанов Игорь Георгиевич) со своими юными приспешниками снимает стресс в кабаках, заливая совесть вином. Островский — оптимист, он верил, что рано или поздно каждый вор будет пойман и отдан под суд, как, например, чиновник Вышневский (н.а.России Иванов Н. Н.) в действии пятом. Но кто-то всегда будет проповедовать совесть и честность, также как и всегда будет кто-то, кому эту проповедь будут читать.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика