Алексей Титков отметил тридцатилетие работы в театре

Мужественный, харизматичный, привлекающий внимание зрителей актер ТЮЗа им. А.А.Брянцева Алексей Титков отметил тридцатилетие работы в театре блистательным исполнением роли Короля в мюзикле «Обыкновенное чудо» по сказке Евгения Шварца. Мы встретились с артистом, чтобы поговорить о рецептах хорошего музыкального спектакля, о глубине и легкости на сцене и том, почему его сердце навсегда принадлежит ТЮЗу.   

 — Алексей, Король в мюзикле «Обыкновенное чудо» стал вашей звездной ролью. Как шла работа над образом? 

 — Честно говоря, непросто. Образ Короля стал для меня неким вызовом. Еще до того, как состоялось распределение актеров на роли, я думал – готов сыграть кого угодно, только не Короля. Я понимал, что у всех в памяти Евгений Павлович Леонов, который сыграл эту роль гениально. И если я предполагал, как можно сделать всех остальных персонажей не похожими на киногероев Захарова, то, что делать с Королем, поначалу не мог даже вообразить. Поэтому, когда выяснилось, что я все-таки буду репетировать именно его, у меня началась легкая паника. Потом я взял себя в руки и сказал — ну что же, делать нечего, раз уж ввязываешься в драку, то надо драться! Запретил себе думать о фильме и начал искать свой собственный образ Короля, опираясь на смысл и содержание пьесы. Также в работе над образом мне очень помог музыкальный материал, который тоже диктует некий характер. В результате получился мой Король.  

— Театральные критики, побывавшие на «Обыкновенном чуде»   отмечают, что вы хорошо поете. Вам это легко дается?

 — Мне приятно это слышать. Тем более что при работе над музыкальными номерами мы столкнулись с некоторыми трудностями. Композитор Геннадий Гладков написал Короля для тенора, а я бас-баритон. Поэтому пришлось сделать партию на тон ниже, но все равно мне приходится петь непривычно высоко для себя. 

 — У вас есть музыкальное образование?

— У меня абсолютный музыкальный слух и год музыкальной школы по классу аккордеона за плечами. Когда в детстве меня привели в музыкалку, мне там было очень скучно. Я не понимал, почему надо играть по нотам произведение, которое я спокойно могу подобрать сам. И поэтому я первые полгода учебы просто обманывал учителя – делал вид, что заглядываю в клавир, при этом все играл на память. Потом, естественно, меня разоблачили. Я сказал родителям, что мне все это неинтересно и мое музыкальное образование на этом благополучно закончилось. В следующий раз я взял в руки инструмент уже, будучи подростком. Но это был не аккордеон, а гитара – я играл в школьном вокально-инструментальном ансамбле. В дальнейшем мои музыкальные способности помогли мне поступить в театральный институт, а потом — в работе в театре.  

— В «Обыкновенном чуде» вам почти одновременно приходится бегать по лестнице, петь и играть роль. Как вы выдерживаете такую нагрузку?

 — Абсолютно нормально, это же моя профессия. На самом деле в плане физического напряжения «Обыкновенное чудо» еще не самый сложный спектакль. У меня в репертуаре есть роли гораздо более энергозатратные. Например, Лонгрен в «Алых парусах». А в «Обыкновенном чуде» мне здорово помогают коллеги, которые играют Придворных. Елизавета Прилепская, Данила Лобов, Аделина Любская, Оксана Глушкова, Ирина Волкова и все остальные артисты гениально отыгрывают даже мелочи, создавая на сцене актерский ансамбль мечты. Моральная и профессиональная поддержка «моей свиты» помогает мне ни на что не отвлекаться и максимально сосредоточиться на своей роли. 

 — Как ваш Король эволюционирует от спектакля к спектаклю? 

 — Он стал гораздо увереннее в себе, я бы даже сказал наглее, но при этом еще более трепетным отцом. Конечно, Король напрямую зависит от моего внутреннего состояния. Я сам, наверное, немножко успокоился и выдохнул. Поначалу было очень много репетиций, прогонов, спектаклей. Ведь я один играю Короля, в то время как у моих коллег есть дублеры, играющие во вторых и даже третьих составах. Из-за этого накопилась внутренняя усталость, от которой сейчас, наконец, удалось избавиться. Я стал получать больше удовольствия от происходящего на сцене, а мой Король  — обретать новые грани своего характера. 

 — Как вышло, что вы единственный Король в этом мюзикле? Практически у всех остальных персонажей есть подмена, а у вас нет? 

 — Так решил режиссер Алексей Франдетти и мне это нравится. С одной стороны – больше ответственность. Я не имею права заболеть или быть не в форме. С другой стороны – абсолютный простор для творчества. Когда я репетирую роль с кем-то в дубле, начинаю жадничать. Мне кажется, я делаю роль не для себя, что мои идеи кто-то может подсмотреть и потом использовать. Когда я единственный исполнитель, вкладываюсь в создание образа на тысячу процентов. 

 — Мюзиклы все увереннее входят в репертуар ТЮЗа им. А.А.Брянцева. Что музыкальный жанр дает драматическому актеру? 

 — В мюзикле гораздо меньше простора для импровизации, чем в драматическом спектакле. Музыкальный материал и структура номеров держат артистов в определенных рамках, задают четкий темпоритм всему спектаклю. Это не хорошо и не плохо – таковы законы жанра. Музыкальные постановки очень дисциплинируют. В обычном спектакле актера может занести куда-то на крыльях фантазии, а в мюзикле он придерживается траектории, которую для него выбрал постановщик. И это очень интересный опыт. Я доверяю режиссерам, с которыми работаю и считаю, что самоограничение и самодисциплина не вредят мне, как артисту. Наоборот, помогают раскрыться с неожиданной стороны. 

  Ваши любимые  роли в ТЮзе сегодня?

 — Как раз в продолжение темы мюзиклов – люблю своего Лонгрена в «Алых парусах». Мне нравится и сам спектакль и музыка Дунаевского  — она какая-то невероятно духоподъемная. Работать над этой постановкой было невероятно интересно. Режиссер Сусанна Цирюк подала мне несколько идей. Я ухватился за них, как за ниточки и в результате смог раскрутить целый клубок жизни своего героя. Очень любопытные ощущения. Еще мне дорог мой Рассказчик в «Бедной Лизе» режиссера Марка Розовского. В эту роль я вложил много труда. Там неимоверно сложный литературный материал, который надо было переработать и присвоить себе. Мне удалось, и я считаю это своей победой. Очень близка мне и роль Сеньора Капулетти из прекрасного спектакля Александра Морфова «Ромео и Джульетта». У меня возникают очень интересные чувства от того, что происходит на сцене. Там образуется какой-то свой мир, внутри которого классно существовать. Получаю невероятное удовольствие и драйв как будто я на рок-концерте. 

— Что в большей степени ваше – комедия, что-то в легком стиле или серьезная философская роль?

 — Лично мне ближе серьезные образы. При исполнении комедийных ролей мне приходится себя немножко ломать. Хотя иногда это даже полезно. Артисты по большому счету делятся на лицедеев и на художников. Актеры лицедейского плана ярко проявляют себя на сцене и зрители сразу их принимают. Но при этом лицедеям не хватает глубокого погружения в образ. А возвышенные актеры – художники порой кажутся зрителям  скучноватыми. В них не достает невесомости, воздушности. Задача настоящего актера — найти этот баланс между легкостью и глубиной. Я к этому стремлюсь. 

 — Недавно вы побывали в Иране со спектаклем «Бедная Лиза». Чему вас научили эти гастроли?

 — На тегеранский фестиваль «Фаджр», в котором мы принимали участие, съехались звезды театра и кино из Ирана, Омана, Туниса, Иордании, Бразилии и других стран. И на меня произвело огромное впечатление, что существует какой-то другой параллельный театральный мир со своими традициями, о котором мы совершенно ничего не знаем. Было очень любопытно хоть ненадолго в него погрузиться. А еще нам пришлось немного поменять наш спектакль для показа в стране со строгими мусульманскими традициями. Наши коллеги-женщины выступали с покрытыми головами и в длинных одеждах, почти полностью закрывающих руки и ноги. Некоторые сцены тоже надо было адаптировать под местную публику. Так как в Иране запрещено демонстрировать прикосновения и поцелуи между мужчиной и женщиной, вся любовная линия была сыграна невероятно целомудренно. И, как это ни странно, постановка от этого только выиграла и засияла новыми красками. 

— Вы работаете в ТЮЗе им.А.А.Брянцева уже 30 лет. Что заставляет вас приходить сюда каждый день?

 — Люди, которые здесь работают. Это удивительный феномен. Время идет, все вокруг меняется, кроме человеческого отношения. У нас совершенно уникальный дружный коллектив, в котором нет ни интриг, ни склок, ни творческих подсиживаний. Конечно, были моменты в жизни, когда мне хотелось что-то изменить, попробовать себя в другом театре. Но именно люди, которые меня здесь окружают, были и остаются тем сдерживающим фактором, который не дает мне уйти из ТЮЗа. 




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика