Михаил Лебедев: «Бунин — мастер слова, воздействующий на чувственность»

Михаил Лебедев — ученик Ф.М. Фильштинского, участник режиссерских лабораторий и постановщик спектаклей в разных театрах страны: Новокузнецке, Хабаровске, Самаре, Перми, Уфе и др. Обладатель премии «Золотой Софит» за спектакль «Три текста о войне» БДТ. С 2019 года — главный режиссер Самарского академического театра имени Максима Горького.

Сейчас режиссер занят репетициями спектакля «Легкое дыхание», премьера которого состоится 25 ноября на Малой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. Мы поговорили с Михаилом Лебедевым о поэтике Бунина, работе с молодыми артистами, недавно пополнившими труппу ТЮЗа, и  внутренних задачах режиссера.

— Михаил, получается, что «Легкое дыхание» — ваша вторая работа в Петербурге? Как появился спектакль «Три текста о войне»?

 Еще во время учебы у Ф. М. Фильштинского у нас было довольно плотное сотрудничество со стажерской группой Андрея Могучего. В течение года наш режиссерский курс и стажеры работали над спектаклями определенной тематики, раз в месяц мы делали показ, после каждого из которых отсеивались режиссеры. В итоге должен был остаться один из нас, у которого будет возможность довести свою работу до премьеры спектакля на Малой сцене. Андрей Могучий отобрал троих: Андрея Гончарова, Николая Русского и меня, и мы сделали триптих на общую тематику. После окончания обучения у меня не было цели задержаться в Санкт-Петербурге. Я понимал, что в России есть еще полторы тысячи городов. Начал работать в театрах страны, а также  участвовать в лабораториях и фестивалях, таких как: «Молодая режиссура: Театр у школьной доски» (Самара), «Пять вечеров», программа «Первая читка» (Санкт-Петербург), «Фестиваль современной драматургии: Дания» (Санкт-Петербург), «Артмиграция» (Москва) и других. В конце прошлого сезона мы договорились с ТЮЗом о постановке спектакля по прозе Бунина.

— О чем будет ваш спектакль «Легкое дыхание»?

— В этой постановке мы говорим о жертвенности, хрупкости, открытости женского чувства, размышляем, насколько легко уничтожить, затопать любовь. Эту тему с разных ракурсов раскрывают три выбранные нами новеллы: «Кавказ», «Степа» и «Легкое дыхание». Для нас исключительно важна фраза, которую мы хотим протянуть через всю историю:  «Я в одной … книге, …. прочла, какая красота должна быть у женщины… <…> …но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть?» Легкое дыхание — это некий дар острого восприятия жизни, мира, чувств, идей. Дар, который очень сложно разглядеть, но он придает неуловимую особенность человеку. При этом важно, что легкое дыхание существует, даже если и нет его носителя. Рано или поздно, этот дар кто-то получит.

— В чем состоит особенность поэтики Бунина?

— Бунин поэтично и романтично описывает каждую историю, а по сути происходящие события достаточно бытовые и не всегда чистые с точки зрения нравственности. Он обладает исключительным художественным даром: берет, казалось бы, просто мужчину и просто женщину, но рисует настолько поэтичный образ — как будто взлетает над происходящим. Ситуации Достоевского — приехал, воспользовался и уехал, раскрываются в очень воздушной форме. Для нас важно, и трагедию показать, и поэтизм ? сохранить. Бунин — мастер слова, воздействующий на чувственность.

— Автор подробно описывает природный мир, как вы будете адаптировать это в своей сценической версии?

— Чем сложнее, тем интересней! У нас не было цели написать пьесу, перевести все в диалоги — тогда потеряется вкус бунинского слова. Основная сложность состоит в том, чтобы текст Бунина не превратить в мелодекламацию, чтобы за этим текстом возникли отношения между мужчиной и женщиной, которые скрыты в этих описаниях.

— Мужчина у Бунина способен на любовь?

— У мужчины и женщины разные природные задачи. Бунин — трагический человек, и это отображается в его творчестве. Для него важно само чувство, что люди испытывают. Чтобы любить необязательно быть вместе. В 99% случаев любовь между персонажами носит трагичный оттенок.

— Как вам удается за несколькими чертами личности открыть художественный образ?

Режиссер Михаил Лебедев
Режиссер Михаил Лебедев

— Включается момент фантазии, хотя в тексте, на самом деле, очень много написано, надо обращать внимание на нюансы. Например, в «Степе» мы пришли к тому, что героиня  ждала Красильщикова —  он довольно часто оставался ночевать в их доме и  с детства был для нее идеалом. И в этом трагедия — он для нее герой, она ждала его и любила, а он приходит, берет и исчезает.

— Михаил, как вам работа с молодыми артистами ТЮЗа?

— Они открыты, заряжены, талантливы. У всех горят глаза: Екатерина Бездель и Никита Худяков заняты в новелле «Степа», Юлия Корж — в «Легком дыхании», а маститые артисты  Анна Дюкова и  Дмитрий Ткаченко  в рассказе «Кавказ».

— Какие режиссерские задачи вы ставите себе на ближайший год?

— Не остыть, не потерять мотивацию, вкус к работе.

Елизавета Ронгинская

Эксклюзивно для сайта журнала ТЕАТР+ (ноябрь 2022)




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика