Ольга Карленко: «Дети — лучшая часть человечества»

 Ольга Карленко работает в ТЮЗе имени А.А. Брянцева уже 27 лет, 25 из них параллельно руководя детской студией «Театр-класс». Яркая, лучезарная, теплая, наполненная созидательной энергией актриса всегда активна и открыта к поиску. Каждая роль – будь то трагичная Мэри из «Маленьких трагедий», страстно поющая свою арию, перебирая струны арфы, хохотушка Варенька из «Человека в футляре», ценящая каждое мгновение жизни, гармоничная Кормилица из «Ромео и Джульетты», стремящаяся сделать людей счастливыми, заботливая Нэнси из «Поллианны», оберегающая и понимающая — содержит в себе частицу души актрисы, щедро дарящей любовь. Роль Кормилицы в «Ромео и Джульетте» отмечена номинацией на премию «Золотой софит» за «Лучшую женскую роль второго плана». Героиня Ольги Карленко – носитель веры в человека, обаятельная, мудрая и внимательная, открыто проявляющая свои чувства. В нашем интервью с актрисой мы проанализируем образ и поговорим о взаимоотношениях между детьми и родителями и важности внутренней свободы.Ольга, «Ромео и Джульетта» — пьеса с огромной историей постановок.

Как вам работалось с этим материалом в режиссуре Александра Морфова?

Сложно было начинать эту работу, так как первый монолог вертится у всех актеров на языке, словно цитаты из «Чайки». Для меня эти строки: «Вот помнится одиннадцать годков тому назад…» были знакомы еще со времен института, работы в отрывках. Более того — на курсе моего мастера Андрея Дмитриевича Андреева мы даже начинали ставить «Ромео и Джульетту», где я репетировала роль Кормилицы, а позднее — играла ее в замечательном спектакле малой формы Натальи Лапиной, с чудесной Оксаной Глушковой в роли Джульетты.
И вдруг в мою жизнь, спустя 15 лет ворвался Александр Морфов, в которого я влюбилась с первой минуты нашего знакомства. У нас был длительный застольный период, где мы плакали, смеялись, вспоминали, слушали много музыки, анализировали разные переводы и пытались найти самое важное для каждого из нас. А когда мы вышли на сцену, было очень сложно понять, куда вставать и что делать, как себя распределить, но, конечно, с помощью режиссера потихоньку мы начали обживать это потрясающее пространство.

Кормилица очень близка Джульетте, в чем состоит ее жизненная философия?
Джульетта для нее – весь мир. Кормилица природно чувствует настоящие ценности жизни, всех понимает и всех оправдывает. И она искренне хочет, чтобы у всех все было хорошо. И даже в тот, момент, когда Кормилица советует Джульетте выйти замуж за другого, за Париса, она по-настоящему верит, что это лучший выход, но маленькой девочке-идеалистке этого не объяснить. Каждый раз у меня по-настоящему замирает сердце, когда я обнимаю мою Джульетту, мою Анечку Слынько, потрясающую актрису, такую трепетную, беззащитную и такую сильную. Кормилица осознает, что смерть — всему конец, а пока все живы можно все исправить. Именно поэтому в момент потери Джульетты, мир перестает существовать для нее. Для меня это самая сложная сцена спектакля, до конца внутренне нерешенная.
В этом спектакле большой акцент сделан на взаимоотношениях родителей и детей: проблемы возникают из-за отсутствия контакта в семье.
Как и в жизни надрыв возникает из-за необъяснённого запрета: во многих семьях родители не понимают детей, а дети родителей. Я 25 лет руковожу детской студией и у меня накопилось так много реальных историй о детях и их семьях. У нас есть потрясающий спектакль «Невыдуманные истории», где наши студийцы рассказывают о себе. Когда мы репетировали, некоторые наши воспитанники откровенно говорили о том, как они ненавидят одного из своих родителей. Я была в шоке. А вы знаете, что наша страна занимает одно из первых мест по подростковому суициду? Когда года два назад СМИ пестрило информацией о «Синем ките» и детских самоубийствах, тогда я собрала старшеклассников и проверила, есть ли у всех мой номер телефона, приказала звонить мне в любое время дня и ночи, если у них будут хоть какие-то проблемы. Никакая сиюминутная трагедия, даже если она в подростковом возрасте кажется неразрешимой, не стоит человеческой жизни – и это детям надо разъяснять. Прекрасно, когда этот посыл идет с театральной сцены и именно в ТЮЗе.
Как вы думаете, почему молодой зритель так откликается на этот спектакль? Социальные сети ТЮЗа полны восторженных отзывов.
Конечно же, восхитительное, современное оформление спектакля Семена Пастуха, замечательные костюмы Ники Велегжаниновой, музыкальные композиции, подобранные самим режиссером, оказываются очень близкими молодежи. А самое важное — авторы спектакля сумели очень чувственно и очень откровенно передать историю этой сумасшедшей, а главное настоящей, первой любви, когда боишься дотронуться, поверить, что тебя любят, и ты любишь. Эмоции переполняют, и ты не знаешь, что с этим делать, а чувство ведет вперед несмотря ни на что и несмотря куда – в пропасть или в рай.

Ольга, вы активно проявляете себя как педагог и режиссер – это утоляет актерский голод или подогревает его?
Для меня это вообще очень важная часть жизни – одно время я хотела уходить из театра, потому что сложно соединить по времени педагогику с занятостью в ТЮЗе. Работа с детьми утоляет голод, а с другой стороны провоцирует энергию – у меня появилось много идей постановок именно в ТЮЗе. Я надеюсь, что когда-то это свершится. Получается, что моя жизнь заполнена двумя огромными творческими половинами: работой в театре и детской студии, где занимается более 100 человек. Я счастлива, что большую часть времени провожу с лучшей частью человечества – с детьми – и в студии, и в своем театре.
С каким материалом вам хочется поработать?
Я бы с удовольствием сыграла в комедиях положений Гольдони, где все искрометно, зажигательно, с юмором, хорошими актёрскими ролями – в красивом, жизнеутверждающем спектакле с чудесной музыкой и светом.
Как вы считаете, актер – зависимая профессия?
Я так не люблю эту фразу! Для меня моя профессия не зависимая, а СОзовисимая, когда встречаешься с талантливыми людьми и режиссерами, становишься СОзависимым в СОтворчестве. Мой родной театр подарил мне замечательную СОзависимость в замечательных спектаклях: «Преступление и наказание», а «Леший», «Король Лир», «Датская история», «Зеленая птичка», «Человек в футляре», «Ромео и Джульетта». А если актер зависит от непредложенных ролей и у него остается неиспользованный потенциал, можно собрать команду и сделать самостоятельную работу, было бы желание.

Елизавета Ронгинская



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика