Пресса о премьерном спектакле «Дай найти слова»

ПТЖ

«ПИШУ ТЕБЕ ИЗ ПАСМУРНЫХ КРАЕВ»

«Дай найти слова». По книге «Время сердца. Переписка Ингеборг Бахман и Пауля Целана».
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Андрей Слепухин, инсценировка и сценография Екатерины Августеняк.

1948 год. Весь мир восстанавливается после Второй мировой войны и пытается прийти в себя. Осенью в Вене знакомятся они — Пауль и Ингеборг, чтобы начать «время сердца», многолетнюю переписку друг с другом.

Андрей Слепухин и автор инсценировки Екатерина Августеняк не пытаются создать «жизненную историю» и реконструировать, например, знакомство Ингеборг Бахман и Пауля Целана на вечере сюрреалиста Эдгара Жене. Герои помещены в метафизическое пространство, словно их тела остались на земле, а они со своей любовью уже где-то в другом измерении.

Алиса Золоткова (Ингеборг) и Иван Стрюк (Пауль) существуют среди протяжных звуков, полумрака, бликов и теней, которые отбрасывают зеркальные экраны, где будут появляться стихи и тексты их переписки. Пространство формально разделено: зрители могут сидеть на местах-трибунах, действие разворачивается между ними, посередине. Актеры меняют локации, бродят по сценическому пространству, выходят на лестницу, оказываются в тени, появляются на ярком свете. По всему периметру сцены расставлены лампы, и как метафора домашнего уюта, который никогда не будет достигнут героями, и как своеобразные маячки — они загораются ярче, когда герои сближаются друг с другом, и гаснут, когда возникает тупик в отношениях.

Зрителям же кажется, что им предлагают выбрать чью-то сторону, кого-то пожалеть больше, но это лишь режиссерская уловка. Реальных героев сопереживания на сцене нет. Есть текст, который всех пережил. Он и есть главный герой, объект и субъект. Алиса Золоткова и Иван Стрюк на протяжении всего спектакля не становятся Ингеборг и Паулем, они продолжают оставаться актерами, которые рассказывают зрителям о великой истории любви.

Поворотными точками истории станут 1948, 1950, 1953, 1956 годы. Они вспыхивают на экране титрами. Между ними сотни писем, отправленных и неотправленных, возращенных и недошедших. В них личные, философские, поэтические и политические откровения. Ингеборг — Алиса Золоткова как бы вечно просит Пауля — Ивана Стрюка забрать ее и быть с ней. Пауль же слишком закрыт в своих переживаниях — глубоко травмированный трагедией Холокоста, жертвами которого стали его родители, он не может пойти ей навстречу. Он — противоположность Ингеборг, и их соприкосновение невозможно — актеры ходят по сцене, не касаясь друг друга. Они раз за разом встают по разные стороны экрана, и тогда строчки писем и стихотворений бегут по их лицам и телам. Иван Стрюк зачастую поворачивается к Алисе Золотковой лишь вполоборота, она же скрещивает руки на груди.

Полумрак, тревожные звуки, нечеткость силуэтов героев — важнейшее условие для существования текста на сцене. Алиса Золоткова в спектакле — сама сосредоточенность и собранность. Она словно транслирует идею Ингеборг о возможном их воссоединении с Паулем, надо только найти нужные слова. Но Иван Стрюк произносит текст Целана холодным, размеренным тоном. Для него слова уже найдены, но они никому не помогают.

Переписка, впервые поставленная на сцене театра, остается такой же, какой была и в реальности, — надмирной, лишенной быта. Она построена на тенях, полутонах и еле слышных звуках, которыми наполнен спектакль: Алиса Золоткова ритмично позвякивает связкой из двух металлических треугольников, существующих как метроном для слов; скрипит пол под ботинками Пауля, зрителю четко слышен каждый шаг героев. Музыка Дмитрия Власика отсылает к звукам космоса, протяжному гудению планет, но в ней слышатся и земные звуки: стук дождя по жестяному дну ведра, шелест и гудение электрических проводов на морозе.

В чтение писем режиссером встроены и записи живых голосов поэтов — в звучащих на немецком языке стихах как будто слышится аритмичное биение двух сердец: истерзанной ожиданием любви Ингеборг и страдающего от собственных переживаний Пауля. И только единственный раз происходит размыкание условного контура, заданного в спектакле: актеры встают друг напротив друга и Пауль — Стрюк начинает читать письмо Ингеборг, а Ингеборг — Золоткова письмо Пауля. До этого каждый читал лишь свои письма, но вот они наконец соединились. Вот они — немецкие поэты — на фоне послевоенной Германии пишут друг другу о советских и американских солдатах, о Рильке, Пастернаке и Цветаевой. Вот они — истерзанными сердцами стремятся друг к другу. Вот они — не могут быть вместе. И пишут письма, и дарят друг другу самое важное — собственную речь.

«Дай найти слова» — строгий, аскетичный спектакль, почти священнодействие, в котором Пауль и Ингеборг приравниваются к Орфею и Эвридике. Они бесконечно спускаются в ад и все никак не могут вывести из него друг друга. Этот ад послевоенной Европы оказался у каждого свой.


Арт-журнал «Около»

Время любить

27 марта, в День театра, на Новой сцене Театра юных зрителей имени А.А.Брянцева наступило время говорить и писать о любви в спектакле «Дай найти слова» по книге «Время сердца. Переписка Ингеборг Бахман и Пауля Целана».

Режиссер Андрей Слепухин увидел в переписке двух немецкоязычных поэтов пример блестящей литературы, в которой, преисполненные неподвластной времени и пространству любовью друг к другу, они достигли высшей точки взаимопонимания.

Коммуникация между людьми в этой постановке настолько превозносится, что главная роль принадлежит не актерам — Алисе Золотковой и Ивану Стрюку, а слову. В тишине на экранах, расположенных между двумя рядами зрителей, смотрящих друг на друга, возникают даты, события и стихи. Буквы хаотично расползаются, превращая слова в бессмысленный набор символов, за которыми скрывается полувековая история жизни двух людей.

Между Ингеборг и Паулем было более двухсот писем, в которых они писали о любви друг к другу, поэзии и жизни. Они познакомились осенью 1946 года, когда Ингеборг было двадцать лет. Но роман длился недолго. Подарив Ингеборг на прощание стихотворение «В Египте», Пауль покинул Вену, так как, будучи бывшим гражданином СССР, подвергал себя опасности живя в Австрии.

Переписка становится для них единственным способом быть вместе. Пауль женится на Жизель, Ингеборг переезжает к Максу Фришу, но их супруги вынуждены смириться с тем, что эти двое значат друг для друга. Пауль называет Ингеборг «основой жизни». Она же уверена, что благодаря ее любви избранник всегда рядом с ней, где бы он ни находился.

Алиса Золоткова и Иван Стрюк также разделены, но связаны. Между ними экраны. Все слова писем они произносят, глядя на зрителей, маленькими шажками перемещаясь по периметру сцены. И только в середине постановки они смотрят друг другу в глаза. Этот контакт становится настолько абсолютным, что уже Алиса читает текст писем Пауля, а Иван — текст писем Ингеборг.

Спектакль «Дай найти слова» — это театральный эксперимент. Перед началом зрителям выдаются открытки с датами и событиями, которые произошли в жизни Ингеборг и Пауля. Так зрители из немых свидетелей становятся соучастниками и получают свое первое письмо. В постановке много пауз, во время которых зрители могут переосмыслить происходящее. В результате актеры не только говорят, но и слушают, а вокруг них возникает не только нечто видимое, но и нечто слышимое. Под довольно монотонное пение и звон колокольчиков в некоем сомнамбулическом трансе происходит по-настоящему глубокое погружение в происходящее на сцене.

В постановке Андрея Слепухина правдоподобие второстепенно и не имеет особого значения. Актеры практически не показывают эмоций. Чувствуется теплота, близость, потом отстраненность. Но все это проявляется неярко, без страстей и борьбы. Даже стихи произносятся без пафоса. Все обстоятельства происходящего вводятся через реплики. При этом и ответные реплики в итоге сконцентрированы в одном персонаже. Так Ингеборг и Пауль становятся красноречивым отражением друг друга, облаченным в собственное эхо.

В течение всего спектакля сохраняется давящая, напряженная атмосфера. И это не только результат несбывшейся в реальности любви. За романтической историей скрыты исторические события и непростая жизнь персонажей, в которой были и обвинения в клевете, и как результат: психическое заболевание.

В постановке «Дай найти слова» реальное сближение влюбленных – секунда в невозможности. С одной стороны, они и так вместе, а с другой — живут в разных городах, с другими людьми. Ингеборг пишет, что записка, которую Пауль вложил в ее медальон, никуда не затерялась, хотя в медальоне ее давно больше нет; что она думает о Пауле и все еще слышит его. Голос, в котором нет ничего, кроме смысла, внимательному слушателю легче понимать. И возможно, поэтому, несмотря на всю амбивалентность чувств двух творческих людей, по замыслу режиссера в финале они все же уходят, взявшись за руки, оставляя у зрителей ощущение торжественного многоточия.

 




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика