Сценические образы как антология русской души

Валерий Анатольевич Дьяченко отмечает юбилей: народному артисту исполнилось 60 лет. Одухотворенный, легкий, искренний, светлый и исключительно талантливый артист за 40 лет творческой жизни сыграл в ТЮЗе имени А.А. Брянцева более 50 ролей. Все его работы – стилистически разные и психологически глубокие, филигранно выточенные и изысканные, наполненные особым восприятием бытия. В честь юбилея народного артиста 8 октября на Большой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева состоится торжественный вечер. Валерий Дьяченко в 174 раз сыграет спектакль «Записки Аксентия Ивановича Поприщина», а затем прочитает художественный монолог. Зрители увидят уникальный фильм, который поведает о творческом пути артиста. Каким же он был? В детстве Валерий Дьяченко посещал кружок художественного слова в Дворце пионеров, снимался в телевизионных программах. В возрасте 15 лет поступил в ростовское театральное училище, закончив которое был принят в ростовский ТЮЗ. Будучи на гастролях в Ленинграде, познакомился с З.Я. Корогодским и поступил в ЛГИТМиК на курс прославленного мастера. Студента Валерея Дьяченко активно занимали в репертуарных спектаклях ТЮЗа имени А.А. Брянцева. Он играл в выдающихся постановках: «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский». По признанию артиста, в те времена в ТЮЗе царила особая творческая атмосфера, в которой дети оказывались равноправными участниками серьезного диалога. Бережное и внимательно отношение к детству, педагогическая направленность театра – оплоты, на которых был возведён фундамент ТЮЗа и взращен талант артиста. Именно поэтому в течение многих лет Валерий Дьяченко – педагог по актерскому мастерству в Лицее искусств и режиссер многих спектаклей. Валерий Дьяченко – старший товарищ для молодых артистов ТЮЗа: артист преподавал на курсе А.Я. Шапиро и В.М. Фильштинского, выпускники которого были приняты в труппу театра. Валерий Дьяченко имеет огромный опыт работы с режиссерами разных школ: каждый из них раскрыл глубинные черты личности артиста и грани его таланта. Спектаклем, принесшим артисту всемирную известность, оказалась работа «Записки Аксентия Ивановича Поприщина» Георгия Васильева. Постановка побывала в Швейцарии, Эстонии, Испании, Франции, была сыграна двадцать раз подряд на Авиньонском фестивале, объездила множество городов России – и везде была принята восторженно. Секрет постановки в удивительной пронзительности гуманистической мысли режиссера и невероятной актерской самоотдаче, умении чувствовать и передавать каждую крупинку эмоцию максимально тонко. Аксентий Поприщин в исполнении Валерия Дьяченко – обезумел не потому, что оказался жертвой несчастной любви, а потому, что нашел в сумасшествии единственный путь к свободе. Мятежный, нервный, тоскующий персонаж хочет изменить мир и, понимая всю несостоятельность своих надежд, теряет ясность ума. Градус напряжения и боли, испытываемой героем, невыносимо высок: зрители с первой сцены чувствуют весь ужас того, что человек априори несчастен. Творческий тандем с Георгием Васильевым оказался плодотворным для артиста и во многом опередил его творческую судьбу. Валерий Дьяченко сыграл главные роли в спектаклях режиссера: «Старосветские помещики», «Человек в футляре» и «Иудушка из Головлева». Сценические образы Валерия Дьяченко – настоящая антология русской души, мучимой переживаниями мирового масштаба. В «Старосветских помещиках» Афанасий Иванович живет в предчувствии беды. Герой Валерия Дьяченко до последнего хватается за ниточки, связывающие его с любимой женой: ее уход равнозначен собственной смерти. Внимательный и озорной Афанасий Иванович окутывает жену прощальной нежностью: артист рисует образ в теплых, светлых тонах и доходит до трагического пика в такой, казалось бы, элегической истории. Валерий Дьяченко — адвокат своих героев, раскрывающий стороны характеров с зеркальной стороны. В «Человеке в футляре» Беликов – не просто принципиальный и законопослушный гражданин, он – чудак, который горячо лелеет мечту о гармоничной Греции. Влюбляясь в Вареньку, он постепенно открывается и сокращает привычную дистанцию с людьми. За что оказывается сурово наказан: люди не желают принимать его инакость мироощущения и гонят прочь. Персонаж Валерея Дьяченко одинок и неприкаян в мире, в котором каждый одет в свой «футляр». Роли мечтателей и эфирно-легких персонажей хорошо удаются артисту: в «Белых ночах» Григория Дитятковского артист играл бесплотного и метафизического романтика, который, казалось, мог растаять от прикосновения к любимой женщине.

В спектакле «Иудушка из Головлева» Порфирий Владимирович оказывается не типичным подлецом, который совершает поступки в угоду своих интересов, а человеком с практическим умом и явственным ощущением нравственного долга. Он заходит далеко в своих убеждениях и доводит до смерти близких людей не в силу черноты своей души, а упертости мысли. Валерий Дьяченко рисует страшный образ одинокого человека, потерявшего все, что дорого. Тема «маленького человека» — венценосная для артиста. Лужин из «Преступления и наказания» Григория Козлова, Белкин из «Повестей Белкина» Анатолия Праудина, вышеперечисленные роли из спектаклей Георгия Васильева – вереница трагически нелепых образов, нарисованных в пастельных тонах. Макар Девушкин из спектакля «Бедные люди» Григория Козлова – особое творческое открытие артиста. Валерий Дьяченко играет трепетного, неловкого героя, с истинной любовью относящегося к Вареньке. Артист передает становление личности персонажа, превращение маленького человека в человека с большой буквы. Полные счастливой безмятежности герои едут на острова, резвятся как маленькие дети, искренне отдаются сегодняшнему дню. За пиком счастья следует боль, разочарование и смерть: шквал чувств поражает сознание человека, и он отступает под их напором. Острое желание быть счастливым и невозможность гармонии пронизывает все художественные образы Валерия Дьяченко. Исключение составляют детские спектакли, в которых артист делится с юными зрителями сокровищницей своей души. В спектакле «Конек-горбунок» Валерий Дьяченко играет потешного Царя, несмотря на свою ветхость умеющего ценить красоту жизни. Царь-девица пленяет его сердце, и он с пылкостью юноши стремится жениться на ней. Персонаж Валерия Дьяченко наполняет спектакль юмором и сказочным мироощущением: капризность характера Царя так живо напоминает непостоянство настроения детей, что вызывает счастливый смех понимания в зале. Мастерство перевоплощений обнаруживается и в других ролях Валерея Дьяченко: образ Дениски из спектакля «Денискины рассказы» Екатерины Максимовой, подсказывает, что в каждом взрослом живет ребенок. Пружинистая, легкая пластика Валерея Дьяченко, его желание придумывать и озоровать – заставляет поверить зрителей, что перед ними маленький мальчик, так непосредственно реагирующий на жизнь. Детское умение проживать каждую секунду жизни максимально эмоционально и фантазийно – ключ к радости и гармонии, которой не хватает взрослым, и Валерий Дьяченко готов самозабвенно поделиться им. У артиста есть замечательная режиссёрская работа в ТЮЗе: на Малой сцене театра уже 23 года идет спектакль «Все мыши любят сыр», в котором Валерий Дьяченко играет Кота-Мага. Знание того, что нужно ребенку, грамотная работа с зрительским ожиданием и глубина режиссерской мысли пронизывает спектакль, рассказывающий о том, что каждый способен сотворить чудо собственными руками. Две объемные и выдающиеся роли Валерия Дьяченко представлены в эпичных спектаклях «Маленькие трагедии» и «Зимняя скака». В «Маленьких трагедиях» Руслана Кудашова артист играет Сальери, душу которого отравляет яд зависти: он не понимает, почему слава и признание, небесный талант достается человеку, не прикладывающему никаких усилий к тому, чтобы творить. Артист рисует образ героя, который устал бороться с недугом и решился на убийство, уверившись в том, что это принесет освобождение не только его измученной душе, но и всему миру. Желание правильной, умозрительной музыки, линейности творчества и непримиримость с хаосом и бурей страстей, на которую провоцирует музыка сфер Моцарта, делает Сальери миротворцем в своих собственных глазах. Но червь сомнения грызет его сердце: он, словно Иуда, предает на казнь Иисуса, желая сохранить мир и веру в неприкосновенности, а затем тяжело страдает из-за этого. Валерий Дьяченко погружается в пучину страстей героя и вытаскивает на свет самые потаенные уголки души Сальери. В «Зимней сказке» Уланбека Баялиева Валерий Дьяченко играет Камилло — верного подданного короля Леонта. Ранее артист уже играл подобную роль — в спектакле «Король Лир» Адольфа Шапиро исполнял роль Кента. Артист чувствует музыкальность стиха Шекспира, передает кантиленность мысли и органично впитывает ритмический строй произведений. Камилло ироничен и опытен, искренно предан своему королю, но в то же время сознателен. Умение мыслить самостоятельно и делать собственные выводы – качество, присущее самому артисту и помогающее сохранять отличный художественный вкус. В этом же спектакле Валерий Дьяченко играет прообраз Времени, которое может творить истинные чудеса с человеком. Для Валерия Дьяченко время – верный друг, который позволяет двигаться вперед и совершенствовать свой дар. Месье, Дроссельмейер, Голлум, Кулигин, Ричард, Смит, Гофман — галерея образов, которые стали частью прошлого артиста, но отражаются и в настоящем. Мастерство и исключительная энергичность, природная доброта души, высокая степень культуры и интеллигентности, пытливость ума и чистота сердца позволяют артисту рождать самобытные творческие характеры, пленяющие зрителей и заставляющие иначе смотреть на мир. Елизавета Ронгинская, специально для Musecube.




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика