Валерий Дьяченко: «Текст как повод рассказать о жизни» (Clever culture)

Валерий Дьяченко служит в ТЮЗе имени А.А.Брянцева уже 42 года. За это время сыграл более 50 ролей, закрепив за собой образ утонченного и высокоинтеллектуального артиста трагического мироощущения. Народный артист России преподает в Лицее искусств «Санкт-Петербург», ставит творческие вечера и спектакли в родном театре, режиссирует читки, участвующие в фестивалях, снимается в кино. Глубина проникновения в образ, животрепещущая вера в искусство и желание раскрыть противоречия характера своего персонажа, точное партнерство и стремление говорить со зрителями о человеческой боли характеризует сценический и человеческий образ артиста.

Сейчас в репертуаре Валерия Дьяченко свыше 10 названий, среди которых: Камилло из «Зимней сказки», Иудушка из «Иудушки из Головлева», Девушкин из «Бедных людей», Поприщин из «Записок Поприщина», Афанасий Иванович из «Старосветских помещиков», Сальери из «Маленьких трагедий», Беликов из «Человека в футляре», Дениска из «Денискиных рассказов», Царь из «Конька-Горбунка». Диапазон чувствования мира широк: Валерий Дьяченко в любом образе находит внутренний свет и смысловой стержень, которые провоцируют зрителя на размышления о вечных материях. Тоскующий по Родине Камилло, всецело преданный королю, но выступающий против зла, закрытый и смешной Беликов, тонко чувствующий прекрасное, пожираемый ревностью и завистью Сальери, привыкший делом доказывать свою правоту, неожиданно влюбившийся и учащийся осмыслять действительность Девушкин – все эти образы не просто объемны и многообразны, а удивительно теплы и оправданны, а потому так любимы зрителями. Мы поговорили с артистом о последних событиях из жизни ТЮЗа: поездке в Пермь с читкой пьес советского времени, готовящейся премьере – спектакле «Урок» в режиссуре Бориса Бирмана и современном театральном процессе.

Валерий Анатольевич, вы — ведущий артист ТЮЗа, режиссёр многих творческих вечеров, проходящих на сцене театра, педагог в Лицее искусств. Как вы справляетесь с такой нагрузкой?

Для меня это способ жизни: любое дело надо делать с удовольствием. Заниматься творчеством — счастье. З.Я. Корогодский не уставал повторять: «Нужно трудное сделать лёгким, лёгкое — привычным, привычное — красивым, красивое — прекрасным!»

В октябре ТЮЗ отправился на гастроли в Пермь с читкой двух пьес. У вас ранее был опыт постановок читок?

Опыта режиссуры читок не было. Я вообще не считаю себя режиссёром, это, скорее педагогическо-кураторские опыты, за которые я иногда берусь. По приглашению министерства культуры Пермского края мы приняли участие в фестивале «Спасибо, Пермь!», посвящённом 75-летию Победы и театральным и музыкальным коллективам, находившимся здесь в эвакуации во время Великой отечественной войны. На территории социокультурного пространства завода Шпагина в течение двух вечеров в рубрике «Забытый текст» мы «читали» (а фактически играли, так как это были настоящие спектакли) две пьесы из репертуара Ленинградского ТЮЗа в городе Березники, где с 1942 по 1944 год наш театр жил и работал. Это пьеса А. Арбузова «Домик на окраине» («Домик в Черкизове») и «Русские люди» К. Симонова.

Дьяченко2

Почему были выбраны именно эти пьесы?

Темы пьес актуальны. Действие пьесы А. Арбузова начинается 14 июня 1941 года в Черкизове, на окраине Москвы, за неделю до начала страшной войны, ставшей испытанием для трёх сестёр, продолживших рабочую династию на танковом заводе. Эта пьеса о том, как всё наносное в отношениях героев уходит и остаётся сущностное, настоящее, главное: Вера. Надежда. Любовь. Так зовут героинь пьесы, так с верой, надеждой и любовью они преодолевают беды и горести, и взаимоотношения героев волнуют нас, заставляют сочувствовать и сопереживать. Это искреннее человеческое подключение зрителей — главное, ради чего и существует театр — жизнь человеческого духа. В пьесе К. Симонова звучит тема героизма и предательства, поднимаются вопросы, как остаться Человеком в нечеловеческих условиях войны… Блестящая команда актёров: Анна Дюкова, Юлия Нижельская, Анна Мигицко, Алиса Золоткова, Олег Сенченко, Дмитрий Ткаченко, Владимир Чернышов, Андрей Слепухин искренне и художественно прожили жизнь своих персонажей, чему свидетельствовали отзывы зрителей, их впечатления.

Пермский край приютил наш театр в годы войны и дал ему возможность творческой жизни. Ведь в Березниках было создано 57 постановок, сыграно 709 спектаклей, 15 больших театрализованных концертов, проведено несколько гастрольных выездов по Каме для рабочих лесосплава, в угольный бассейн для шахтёров Губаху, Кизел и другие местности, зрителями были и работники «флагмана химии» — Березниковского Азотно-тукового завода. Всюду коллектив видел напряжённый труд сотен людей, рубивших и сплавлявших лес, необходимый стране. Театр принимали очень тепло! Низкий поклон Березникам. Режиссёр Елена Лепковская в своём дневнике-воспоминаниях об этом периоде пишет: «Пермский край стал мне родным навсегда. Так чувствуют и все мои товарищи тюзяне. Наши лица всегда освещает улыбка при слове Березники. Спасибо, Пермь!»

Два вечера прошли блестяще, в социальных сетях размещено множество положительных отзывов. Чем осталась дорога для вас это поездка?

Эта поездка запомнится, конечно, встречами с пермяками, людьми взволнованными, благодарными и художественно впечатлёнными. Мы их полюбили и, думаю, ушедшему поколению тюзян, на долю которых выпали эти тяжёлые испытания, за нас не было бы стыдно. В их честь и память и состоялись эти встречи на Пермской земле.

Чем интересен жанр читки вам как режиссёру и как актеру?

Жанр читки известен давно, в Ленинграде в ВТО (ныне СТД) читались новые пьесы ленинградских драматургов, их играли, читая, замечательные артисты. Форма может быть разная: застольная, «на ногах», репетиция с текстом, «отстранённое прочтение», эскиз к спектаклю и т.д. – главное — «ЧТО»?, т.е. содержание, и «КАК»? — форма его проявляющая. Важно соединение истории с внутренним миром каждого артиста, и подлинная взволнованность темой пьесы. Для артиста читка — это мобильная возможность сыграть и попробовать новое.

Питерский ТЮЗ всегда был экспериментатором и инициатором новых веяний в искусстве, в советское время здесь, прямо на репетициях совместно с актёрами создавались пьесы М. Рощина, И. Дворецкого, С. Злотникова, А. Кургатникова, А. Шарова и др. Так родились «Тебе посвящается!», «Мужчина 17-ти лет», «В гостях у Донны Анны», «Девочка, которая ждёт», «Радуга зимой». Сегодня молодые режиссёры на всех площадках театра экспериментируют в разных жанрах и формах, поэтому такой фестивальный формат как «Читка» — вполне уместен, он может знакомить зрителей с забытыми текстами, или совершенно новыми, у которых в этом формате есть возможность прозвучать гораздо раньше, чем появилась бы возможность поставить их на сцене. Время поисков — больше хорошего и разного! «Когда б Вы знали из какого сора…» Поиск. Поиск.

Валерий Анатольевич, сейчас вы репетируете главную роль в спектакле «Урок» по пьесе Ионеско. Какие актерские задачи вы перед собой ставите?

Прежде всего — воплотить замысел режиссёра, рассказать о человеке, парадоксально разном, состоящем из света и тьмы. Давно не было новой театральной работы: я рад встрече с замечательным Борисом Бирманом и пьесой Э. Ионеско «Урок». Сейчас идёт процесс освоения материала, пьеса была написана ещё в 1950- м году прошлого века и по сей день идёт в парижском театре де ла Юшетт уже очень много лет. Кстати, вспоминают историю, когда администратор позвонил Ионеско домой с вопросом: «Что делать, не продано ни одного билета, отменять спектакль?» «Подождите 20 минут, мы с женой подъедем», — ответил Ионеско. Абсурдистская пьеса — вещь рискованная. Слова в ней, лежащие на поверхности, как вершина айсберга, скрытого от глаз. Предстоит разгадать и найти воплощение не потерявшим актуальности темам пьесы. И нас, конечно, интересуют взаимоотношения с «…племенем младым, незнакомым…».

2020 год — время переоценки ценностей. Какие произошли у вас?

Время быстротечно и изменчиво, только и успевай впечатляться и учиться, осваивать неизведанное. Вот уж и метамодернизм на дворе. Мы можем быть ироничными и искренними одновременно! Наш мир логически последователен и абсурден. Но никогда не преодолеть «собственную косность» — в театре надо изучать человека, разгадывать его. Вместе с тем, радуюсь росту молодых актёров, они и серьёзны, и ироничны. Замечательная молодёжь живёт в нашем Доме. Учитывая, что юмор — признак ума, они, мне кажется, с юмором относятся к текущему моменту и театральным будням, не оставляя помыслов о Высоком предназначении Актёра и Художника. Всё мешает, но идти надо. А так — всё как всегда: текст как повод рассказать о жизни…

Беседовала Елизавета Ронгинская




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика