Идеальный брак: мюзикл «Обыкновенное чудо» в ТЮЗе им. Брянцева

Евгений Хакназаров, Газета "Культура"

Новый главный режиссер «Ленкома» показал свой вариант известного сюжета. Приношение Марку Захарову удалось, только вот актеры за Алексеем Франдетти поспевали не всегда.

При обнаружении в афише петербургского ТЮЗа названия одного из выдающихся достижений советского телевизионного кино сразу захотелось попричитать по поводу безумной смелости постановочной команды — да куда ж после Захарова, и не боятся ведь сравнений со звездами прошлого, и т.д. Но вслед за первыми эмоциями явился здравый смысл, обосновавший законность и безошибочность выбора Франдетти. Во-первых, то самое «Обыкновенное чудо» 1978 года нынешнее активное поколение театралов, как правило, просто не видело — возраст не позволил. А если и смотрело, то наверняка отстраненно, как на яркую, но архивную телередкость. Современники же премьеры захаровского фильма должны быть счастливы уж тем, что появилась возможность вернуться в юность в новых декорациях. Во-вторых, сам автор пьесы Евгений Шварц, действительно, настоящий волшебник. Я не припомню провальных экранизаций и постановок его наследия (хотя, конечно, не мог всего видеть): смысл, заложенный драматургом, созданные им образы и фирменный дар пророчества сами по себе являются достаточной гарантией от неуспеха. Так что возможность поставить «Обыкновенное чудо» — волшебный мир не только Шварца, но и Марка Захарова — тем более на «чужой» сцене превратилась для новоиспеченного ленкомовского главного режиссера во вдохновляющий аутотренинг типа «а я смогу, а я упрямый».

И он смог. При всех несовершенствах спектакля спешу заявить, что посмотреть в петербургском «Чуде» есть на что. Есть, что послушать. Над чем посмеяться и над чем поплакать. А сам брянцевский ТЮЗ заполучил в афишу несомненный хит — после премьерного показа прошло какое-то время, а зал битком и сейчас, и в обозримом будущем при не самых дешевых по петербургским меркам билетах.

Про самого Франдетти много говорить не имеет смысла — его творческая плодовитость давно стала притчей во языцех: только в Петербурге помимо ТЮЗа он ставил и в театре «Карамболь», и в «Приюте комедианта», и в Мариинском. Что уж говорить про московские площадки. «Обыкновенное чудо» режиссер взрастил на веками опробованном столкновении смешного и печального, строго по Шварцу, здесь нет ничего нового. Но вот смешное у него оказалось очень смешным, а печаль почти превратилась в трагедию. Свет в конце тоннеля зритель увидел. Только луч этот вполне можно счесть исходящим от локомотива, а тоннель — железнодорожным, из которого никуда не деться. Поездная тематика, заявленная в спектакле, позволяет всласть нафантазировать и оптимистам, и пессимистам.

Главная идея, о которой режиссер прямо говорит в предуведомлении к спектаклю – создание и сохранение счастливого брака, что само по себе можно счесть чудом. На первый план спектакля выходят не столько Медведь и Принцесса, сколько Волшебник и Хозяйка. Образы Хозяйки и Принцессы рифмуются даже внешне — два чудных, несколько вздорных очкарика с обостренными чувствами. И каждой героине постановщик прописал немалую толику тоски и печали. А заключительные слова Волшебника про то, что ему предстоит пережить любимую супругу и затосковать навеки, перестают быть просто словами и вовсе становятся явью, предопределяющей трагическую пронзительность финала.

Но до зрительских слез будет много веселого, гротескного, яркого. Волшебник актера Дмитрия Ткаченко очень располагает к себе, не вызывая трепета своей потусторонностью. Он очень обыкновенный маг, совсем как в пьесе Шварца, а не как в захаровской ленте, — простите, невозможно удержаться от сравнений. Ткаченко играет Волшебника в пару с признанной звездой мюзиклов Иваном Ожогиным, и, кажется, мне очень повезло, что я увидел на сцене именно не звездную стать, а понятного сказочного персонажа с человеческими радостями и страхами и не с громким афишным именем.

Фамилии на слуху хороши для характерных, бурлескных персонажей. Очень радует исполнительница Эмилии Нонна Гришаева, ее кавалерственная дама — создание вполне оригинальное, живое и мягкое при всей положенной этому образу едкости. И, конечно, видно, что актриса — любимица публики, как и положено для медийной персоны. Еще более радостно, что любовь обычного, неакадемичного зрителя снискал солист Мариинского театра Виктор Коротич, приглашенный на роль Первого министра. То, что артист перепел всех в постановке, вполне естественно. А вот такой способности к чистой воды клоунаде от оперного исполнителя можно было и не ждать. Да и сама роль главы кабинета расширена по сравнению с фильмом, персонаж исполняет прекрасный музыкальный номер, которого нет в экранизации. Именно на фоне выступления премьер-министра Франдетти посылает не то привет, не то дань благодарности Марку Захарову. А то и заявку на творческое наследство. И это получилось тонко, остроумно. Еще будет несправедливым не отдать должное актеру Радику Галиуллину в роли Министра-администратора. Он играет жирными мазками — такой рисунок роли всегда сомнителен. Но, видимо, трактовка образа задана режиссером предельно далекой от тонкого лицедейства Андрея Миронова в фильме. Об этом свидетельствует и сцена стриптиза персонажа, а пластика Министра-администратора и блестящий гульфик на его трусах буквально ослепили зал. Очень, очень смешно.

Рассказывать о Принцессе и Медведе нелегко. В новом спектакле есть ряд промахов. И эти образы — главная неудача «Чуда». Если прямо сказать, то условная «старость» в спектакле Франдетти показала класс, точно «смогла», а вот молодость, прямо по пословице, явно всего еще не знает. Анастасия Малахова и Федор Соколов прекрасны своей юностью, но вот накал страстей оказался им не совсем по плечу — зачастую пришлось брать криком. Особенно это досадно ощущается, если говорить о Принцессе. Потенциально могла бы получиться изумительная работа. Анастасия Малахова далека от шаблона, ее героиня по внешности харизматичная дурнушка, а не стандартно безликая красавица. И это интересно — одно дело ждать Принца, сверкая гламурно-глянцевым «луком». И совсем другое, когда ты изображаешь кадушку-нескладушку, очки у тебя смешные, вещи на тебе сидят диковинно, а верхние ноты так пронзительны, что порой свербит в ушах. Но пока что-то не срастается. Романтизм перерастает в пафос, а трагичность в капризность. Но верю, что у Малаховой все получится, если она задержится в касте, а спектакль в афише. Залог тому — сцена явления Принцессы в день, когда она должна умереть. Здесь уже видны тонкости игры, а не линии образа, созданные с помощью рубанка.

О внешних деталях. Небольшой, но приятный оркестр под управлением Александры Чопик показывает себя вовсю и вместе со всей звуковой командой превозмогает тяжелейшую акустику в тюзовском зале, это настоящий подвиг. Маститый и вездесущий сценограф Вячеслав Окунев обратил пространство «Чуда» в парадную лестницу с потайными механизмами, где появляются и исчезают персонажи (в финальной сцене механика неожиданно обеспечивает настоящий катарсис, не хочу спойлерить). Несколько колонн — и лестница превращается в вокзальный перрон, где, в частности, ведут самый важный разговор Волшебник и Хозяйка. Здесь вообще выясняется, что вся сказка затеяна, чтобы супруги смогли поговорить о любви. Не забудем — все закончится, а Волшебнику суждено пережить любимую. Но пока он сделал все, чтобы она смеялась и плакала. Зрителям нового спектакля Алексея Франдетти предстоит испытать то же самое.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика