Мне захотелось поговорить с тобой о любви

Инна Зайцева, okolo.me, 31.10.22

30 октября романтическая история любви и психологическая фантастичность Евгения Шварца были воплощены на премьере мюзикла «Обыкновенное чудо» в хорошо знакомом музыкальном и эффектном декорационном оформлении на сцене Театра Юных зрителей имени А.А.Брянцева. Посвятив свой спектакль автору одноименного культового фильма Марку Захарову, режиссер-постановщик Алексей Франдетти предложил новый ракурс на эту замечательную сказку для взрослых, с которого через многозначные символы, активное использование света, музыкальность и монументальность пьеса трактуется как мистерия фаустовского или булгаковского масштаба, во многом благодаря тому, что роль Волшебника исполнил известный всем поклонникам мюзиклов по роли Воланда – Иван Ожогин. Изюминка спектакля – изящный гротеск королевы комедии — Нонны Гришаевой.

Все, кто был в ТЮЗе, прекрасно помнят его монументальную архитектуру, примечательной частью которой является широкая лестница. Тем символичнее то, что все действие спектакля происходит на широкой лестнице. Партитура освещения выставлена таким образом, что лестница сияет разными цветами, оказывается пронизанной молниями, превращается в книгу, служит постаментом или проходом с зеленой дорожкой. Отдельные части лестницы выдвигаются и трансформируются, а потом принимают изначальную форму.

Лестница – это и символ восхождения к славе, мечтам или вере, и символ перехода на новый онтологический уровень, где проводником выступает Волшебник, роль которого сыграл лауреат театральных премий «Золотая Маска» и «Музыкальное сердце театра» Иван Ожогин. Глубокий тембр, внутренняя мощь артиста вместе с мрачным обаянием создают совершенно мистический образ некоего вечного существа, способного одним хлопком останавливать время, повелевать людьми, словно марионетками, когда возникает желание поговорить о любви с любимой женой (Анна Слынько) и успешно применять ту формулу любви, которая оказалась неподвластна Калиостро.

«Сорвал ореховую веточку, сделал из нее волшебную палочку», и вот, каждая история любви в его руках — это с одной стороны, сказка для любимой женщины, чтобы заставить её плакать и развлечь, а с другой – отражение его собственной истории, в которой сила любви должна оказаться сильнее Эго и страха, и, таким образом, победить смерть, добиться возможности быть с любимым человеком вечно. Ставший человеком Медведь (Иван Коряковский) может стать человеком по сути, а не по форме только в одном случае, если поставит чувства любимой принцессы (Ксения Лазаревич) выше своих страхов. Это очень отчетливо слышно в тот момент, когда принцесса пронзительно и звонко кричит ему вслед: «Прощай, только будь человеком!».

О том же страхе поет, говорит и танцует Министр-администратор (Радик Галиуллин), которому пришлось выдержать непростую конкуренцию с самим Андреем Мироновым. Он также исполняет известную по фильму арию: «А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк» и также вынужден отступить, когда на вопрос: «А кто у нас муж?», получает ответ: «Волшебник!». При этом его Министр манерами и резкими движениями больше похож не на вальяжного персонажа Миронова, а скорее на лукавые образы в кино Константина Райкина.

К кино в спектакле отсылок немало. Например, во время наполненных ругательствами откровений Первого министра (Виктор Коротич) на фон транслируется видео в стиле черно-белого немого кино с печальным текстом о том, что «здесь должно было быть кино, но пленку продали туземцам». Поэтому представлять кордебалет в перьях и танцующих слонов зрителям приходится самостоятельно.

Вдохновением для развития воображения в спектакле служат не только оригинальные декорации и актерские работы, но и костюмы. Лауреат премий «Золотая Маска» и «Хрустальная Турандот» художник по костюмам Виктория Севрюкова создала для короля и его свиты великолепные наряды в единой цветовой гамме: изумрудно-зеленой в начале спектакля и бордовой после того, как герои проходят свою настолько трагическую трансформацию, что Волшебник вынужден воскликнуть: «Все будет хорошо! Все кончится печально!».

Ирония великолепного Евгения Шварца еще ярче звучит в хорошем исполнении. Король (Алексей Титков) получился не таким обаятельным, как Король Евгения Леонова, зато, глядя на него, проще поверить, что он может отравить или отрубить голову. Придворная дама Эмилия Нонны Гришаевой так страстно командным голосом произносит свои реплики, что не каждый генерал сравнится. Наконец, Охотник (Денис Гильманов) так рьяно размахивает ружьем, что в какой-то момент напоминает короля вестернов Джона Уэйна.

В спектакле «Обыкновенное чудо» нет ничего лишнего. Свечи во втором действии создают невероятно трогательную атмосферу, при этом метафорически означая некое озарение, к которому приходит Волшебник и герои его сказки. Проносящийся на фоне всего происходящего на сцене поезд, словно сама жизнь, движущаяся из прошлого в будущее, где мы – только пассажиры, которые могут сегодня верить, что любимый человек будет рядом, а завтра проститься с ним на станции навсегда. Чтобы услышать этот подтекст, достаточно прислушаться к невероятно чувственному монологу Волшебника, который негромко, вполголоса произносит Иван Ожогин в финале, и благодаря которому мы узнаем, что самое настоящее чудо, которое все мы можем совершить, потому что, на самом деле, все мы волшебники, — это любовь.

Текст: Инна Зайцева



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика