ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Яна Постовалова, ПТЖ

Кружат и падают в темноту листовки, сброшенные с вражеского самолета. Где-то вдалеке раздается гул снарядов. Замерзают и умирают люди. Их тут же забирают людоеды. Ленинград. Блокада. Страшно.

А вместе с тем — здесь сочиняют стихи, поют, танцуют, признаются друг другу в любви. И им не страшно, им хорошо. А если и нападает ужас, то можно перевернуть ситуацию: забыть о войне и придумать новый, дивный мир. В этом мире всегда весна. Порхают вперемежку с чайками ласточки. Один Пушкин встречается на дуэли с другим Пушкиным, но дуэль понарошечная, стихотворная, да еще и у Медного всадника. Ходят отмененные военным приказом трамваи, в парках играет музыка, люди вальсируют, а те, кто не желает или не умеет, бегут к киоску мороженого и мучаются выбором: ванильное или шоколадное? Торжество жизни, полнота бытия.

Именно такой — во втором ее варианте — желает видеть войну Сергей (Михаил Касапов). Встретив Ингу (Анна Слынько), парень для нее создает это — сказочное по меркам войны — пространство. Худой замерзшей девушке, укутанной и обвязанной платками, герой дает сахар — «волшебный белый порошок»: действительность преображается. Шпиль Петропавловской крепости не укрыт от немцев — съеден специальными «шпилевыми мышами», и на улице холодно не потому, что зима, а просто скоро Новый год.

Вместе Инга и Сергей встретили 41-й, потом — 42-й, а в 43-м его не стало: погиб под снарядами немецкого самолета. С тех пор парень точно призрак скитается по Ленинграду, а теперь — Петербургу, в поисках своей Инги.

Так он забредает в ее квартиру на Садовой, где живут уже совсем другие люди: не в меру обидчивая — ввиду переходного возраста — Аня (Алиса Золоткова) и ее брошенная мужем мать Нина (Василина Стрельникова). Парень из прошлого, возникнув из ниоткуда, просит Аню найти Ингу. И Аня, взяв в качестве сопровождающего влюбленного в нее, но робкого одноклассника Касатонова (Олег Сенченко), отправляется на поиски возлюбленной Сережи. Встретив одну, потом другую, и найдя, наконец, нужную — уже не молодую девушку, а престарелую женщину (Мария Соснякова), подростки приводят ее на Садовую. Они показывают фрагмент стены, на которой начертан отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, — его когда-то оставил для нее Сергей.

Семен Серзин вслед за драматургом Александром Архиповым подает историю в двух временных пластах. В настоящем — кухня: предельно бытовое пространство. Реалистичнее некуда: стол-стулья-холодильник-плита-раковина-шкафы-и-шкафчики. В этом утонувшем в деталях мире нет места ни фантазии, ни поэзии, ни романтике. Одни ссоры и пересуды. Лишенный чудес островок мира притулился с правой стороны бесконечно огромной и пустынной сцены ТЮЗа. А в центре — брешь, черная дыра. Война. И все события из прошлого разыгрываются в этой темноте. Но военная темнота, преобразованная фантазией влюбленного Сергея в нечто сказочное, оказывается гораздо теплее и роднее, чем эта, в общем, благоустроенная кухня.

Инга, попав в квартиру, видит войну, вспоминает Сережу. И молодеет. В финале Анна Слынько, появившись из темноты, берет за руку Сергея, и они, радостные, бегут смотреть на «шпилевых мышей». Аня и Михаил, пройдя исторический круг, теперь переживают те чувства, что испытывали их предшественники, жившие в далеком 41-м. Преодолев все испытания, Касатонов, наконец, признается непокорной девушке в любви, а та не смеется и не ругается — счастливая, обнимает его, и они убегают за Сережей и Ингой. Вот так прошлое, соединившись с настоящим, дало дорогу будущему.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика