Половодье чувств: ТЮЗ знает, о чем говорить с подростком

Аглая Прокофьева, Musecube, 29.06.22

Постижение своего детства — это способ примириться с собой, найти утерянную гармонию, осознать, что тебя сформировало. Для героя спектакля «Счастливый неудачник» Виктора Шумейкина, погружение в прошлое — это еще и попытка проанализировать свой творческий путь и возможность встретиться с тем юным Витей, который только начинал чувствовать приливы вдохновения в своем сердце. Как человек становится творцом? Как вступает в противоборство с миром в попытке отстоять своё мышление? Как живется подросткам? В светлом и лирическом спектакле Ивана Пачина «Счастливый неудачник», созданном по повести Вадима Шефнера, этот остросовременный пласт вопросов представляется во всем многообразии. Посетить премьеру можно было 28 июня в ТЮЗе имени А.А. Брянцева, собравшем великолепную команду для создания этой работы.

Заявленный самим автором жанр — «полувероятная история» мгновенно расставляет все по местам: фантастическое переплетается с реальным только хотя бы потому, что история рассказывается с точки зрения ребенка, да еще и одаренного: мальчик учится сочинять стихи. Творческий процесс, непрестанно аккумулирующий в ребенке, преобразовывает происходящие события в удивительные образы, которыми наполняется художественное сознание поэта. Главный герой — Витя, сирота, живет в Ленинграде с тетей и, как и положено мальчикам, влюбляется, знакомится с новыми людьми, попадает в различные передряги и никогда не теряет присутствие духа. Именно это жизнелюбие и умение видеть ситуацию под другим углом и позволяет ему с легкостью проходить через все кризисные этапы жизни. Очень важно, что театр обращается к таким животрепещущим темам и в наше непростое время вселяет веру в завтрашний день.

Мальчика Витю играет Анна Слынько, и этот архаичный ход — использование амплуа травести — позволяет подчеркнуть особенность главного героя и нетривиальность его мысли. Работая над создание образа, Анна Слынько консультировалась с народной артисткой России Ириной Соколовой, за свою творческую жизнь узнавшую о амплуа травести все. И, действительно, случается преображение: актриса создает образ озорного и не умеющего отказываться от приключений мальчишку, искреннего и доверчивого, мгновенно становящегося своим для зрителя, совершенно не подозревающего о том, что его роль исполняет актриса. Роль выросшего Виктора Шумейкина играет народный артист России Валерий Дьяченко. Проникновенно и философски, отталкиваясь от детских ассоциаций, он начинает потихонечку развёртывать назад историю своей жизни. Трезво, но в то же время с огромной любовью, относится к себе маленькому, лелея каждую деталь воспоминаний. Ансамбль Валерия Дьяченко и Анны Слынько позволяет создать тонкое психологическое полотно человеческой жизни, во всей полноте явить процесс становления души и таланта.

Сценография Ольги Галицкой и визуальное оформление видеохудожников Дмитрия Мартынова и Андрея Зуева позволяют менять локацию и показывают масштабно и с юмором траекторию жизни героя, из линейной мгновенно превращающую в объемную. Главным местом его существования является Ленинград 30-х годов 20 века, и город оказывается полноправным героем спектакля, тем, кто всегда находится в диалоге с ребенком. Творческой команде удается создать фантастический мир, в котором хочется мгновенно раствориться. Наверное, поэтому зрители с таким азартом и упоением принимают постановку.

Рассказывание истории заключено в рамки создания художественного фильма о детстве писателя Вадима Шефнера, транслируемого на большом экране. Видеокамера не просто фиксирует происходящее, но и преображает его: так падение с 3 этажа, дорога в трамвае или путешествие на корабле представлены с необходимыми спецэффектами. Именно так мальчик изнутри видит происходящие события, его точка зрения превалирует в спектакле и наполняет его различными красками. Фантазийное восприятие мира, умение преобразовывать действительность каждое событие жизни превращает в приключение.

Инсценировка Федора Парасюка создавалась прямо во время репетиций спектакля и содержит самые игровые и необходимые с точки зрения действия эпизоды жизни героя. Витя взрослеет — и познаёт жизнь, вступая в коммуникацию с окружающим миром. Галерея образов — девочки (Лиза — Аделина Любская, Муся — Анастасия Казакова), мальчики (Шерлохомец — Александр Чураев, Колька — Максим Подзин), учителя (Елизавета Прилепская), тетя (в исполнении Оксаны Глушковой), позволяют проявить разные качества героя и подтолкнуть к поступкам, довольно драматичный результат которых, в свою очередь, провоцирует пробуждение фантазии. Витя переживает случившееся, впечатления переполняют его и преобразуются в словесные образы. Творческий процесс представлен изнутри: на экране транслируются крутящиеся в его сознании картины мира, буквы, которые выливаются в абсурдные сцены, а затем — в удивительные стихи. Краткие, точные и вызывающие неоднозначную оценку у окружающих.

В целях усреднения мышления Вите запрещают писать. В спектакле довольно много времени уделяется вопросу противопоставления понятий «норма-индивидуальность», конечно, в гротесковом ключе. Мальчика тестируют и оказывается, что он имеет какие-то отклонения и ему даже можно поставить диагноз. Но впоследствии выясняется, что каждый ребенок выходит за рамки сочиненной системы. Витю пытаются воспитывать, равняя на образ идеального ученика Толика (в исполнении Ивана Стрюка), который не делает ошибок, но оказывается, что этот ученик — такой же сорванец, как и он, живой и подвижный мальчик. Так, с юмором и иронией развенчиваются идеалы, далекие от жизни и мешающие ребенку проявить себя.

Это принятие, которым наполнен спектакль, транслируется в зрительный зал и не только наполняет сердца детей радостью оттого, что взрослые их понимают, но и позволяет старшему поколения поменять привычную точку зрения и вспомнить, что такое быть детьми. Добрый, честный спектакль позволяет восстановить связь поколений, укрепить семью и несет в себе исключительно созидательное начало. Недаром, на Пионерской площади у театра установлен памятник «Одуванчик» Григория Потоцкого, являющийся символом мира и доброты. ТЮЗ развивает эмпатию и взращивает нравственное начало, философский вектор театра наполнен на обогащение детей новым опытом, что, несомненно, заслуживает самого пристального внимания зрителей и СМИ. Театр активно выходит на международную арену и гастролирует, стремясь приобщить как можно больше зрителей к прекрасному.

Штормовое приключение не может не спровоцировать новое творчество. Пограничные состояния между жизнью и смертью, влюблённости, даже сочинения о пользе крахмала вызывают творческий прилив сил. Витя не умеет воспринимать жизнь по-другому.  Ретроспективный спектакль позволяет заглянуть в душу главного героя и вмести с ним пройти путь вперед и обратно, погрузиться в пучину чувств и извилистых мыслей. Истинные ценности — вера в слово, дружбу, любовь, семью, пронизывают повесть Вадима Шефнера и премьерный спектакль ТЮЗа, уверенно занимающего первое место среди детских театров Санкт-Петербурга.

Аглая Прокофьева специально для Musecube



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика