«Приключения Тома Сойера у которого отобрали смартфон»

Денешек Анастасия, «MUSECUBE», 13.10.2013г

28 сентября на сцене ТЮЗа им. Брянцева состоялась премьера спектакля «Том Сойер» по роману американского писателя Марка Твена. Те, кто в детстве читал одноименное произведение, знают, что книга не уступает по содержанию самому динамичному голливудскому блокбастеру. Здесь есть все: охота за несметными сокровищами, вероломное убийство, бегство на необитаемый остров и волнующая история любви. Режиссер Екатерина Максимова умело использовала захватывающий сюжет и яркие характеры твеновских героев, чтобы на два часа погрузить зрителей в совершенно особый мир. Постановка Максимовой удивительным образом вписывается в контекст современной действительности, и в тоже время не заигрывает с настоящим, сохраняя авантюрно комическую атмосферу оригинального произведения. Спектакль начинается с того, что тетя отбирает у своего племянника смартфон. После чего он становится простым мальчишкой Томом Сойером, живущим в 19 века в провинциальном американском городке Санкт-Петербурге. Все детские роли в спектакле исполняют взрослые. Однако благодаря талантливой актерской игре, эта художественная условность воспринимается зрителями как должное. Сойдя со страниц книги на сцену, Томас Сойер остался тем же, кем и был: неисправимым шалуном, отъявленным лгуном и просто добрым мальчишкой. В постановке отражены самые яркие его проказы: покраска забора чужими руками, кража учительского парика и, конечно, инсценировка собственной смерти. Но наряду с развлекательной составляющей в спектакле (как и в романе) присутствуют события и ситуации, заставляющие задуматься о серьезных нравственных вопросах. Во многом успех книги Твена обусловлен тем, что она, игнорируя мещанскую мораль, помогает детям увидеть суть того, что значит быть хорошим человеком. Постановка обладает этим же достоинством. Сцена с безвинно осужденным Меффом Поттером, заставляет почувствовать острую несправедливость происходящего. А последующий подвиг Тома, который, несмотря на страх, выдает настоящего преступника, кажется единственно правильным решением. Отдельного упоминания заслуживают сцены с Бекки Тетчер. Можно смело сказать, что при всем юморе это самые лирические моменты во всем спектакле. Дети (те, что постарше) видят в этих отношениях свои первые попытки любить и быть любимыми. И кто сказал, что решение Томаса взять вину Бекки за испачканный чернилами учебник не свидетельство сильного, настоящего чувства? Точно и емко воссоздан образ Гекельбери Финна. На первый взгляд кажется, что, несмотря на тяжелую судьбу, мальчику и море по колено. Ведь очень здорово, когда вечно пьяному отцу плевать на тебя, и ты можешь делать, что вздумается. Однако сцена в церкви после «воскрешения», когда никто из родных не встречает Гека, показывает, насколько одиноким может быть ребенок. Все эти важные нравственные уроки не подаются, однако, как ложка горького лекарства. Напротив, они растворены в ткани повествования. Юные зрители смеются над проказами Тома, замирают от страха на кладбище, беспокоятся за героев, потерявшихся в пещере, и одновременно учатся быть хорошими товарищами и честными людьми. Новаторским шагом, стало активное использование в спектакле мультимедийных средств. Оформление спектакля строилось на реально существующих декорациях и фонах, спроецированных на задник сцены. Кроме того, проекция позволила оживить некоторые моменты спектакля: кладбищенские летучие мыши, взбесившаяся от лекарства кошка, грезы Тома Сойера, в которых он становился индейцем и пиратом – все это представало перед зрителями, создавая синтез театра и мультипликации. Размывание границ театральной сцены – еще одна важная особенность постановки. Вот тетя Полли находит племянника среди пришедших на спектакль мальчишек и девчонок. Вот строгий учитель обводит глазами зрительный зал, спрашивая у детей, кто испортил книгу. Вот Том и Гек прячутся среди ребят, спасаясь от страшного индейца. Данный прием особенно действенен именно в детских спектаклях. Ведь свободное общение актера и зрителей, позволяет последним хотя бы ненадолго поверить в действительность происходящего. Рассматривая спектакль «Приключения Тома Сойера», сложно избежать сравнения с книгой, по которой он был написан. Известно, что Марк Твен был удивлен успехом своего романа у детей, так как писатель создавал его, ориентируясь на взрослую аудиторию. Автор выбрал в качестве героя ребенка, так как полагал, что детям часто свойственен более трезвый взгляд на вещи, чем взрослым людям. Помимо приключений и юмора в книге присутствуют рассуждения на тему острых социальных проблем. С помощью хлесткой сатиры писатель высмеивает церковь, образование и социальное неравенство. И хотя Марк Твен говорит о своем обществе, многие его мысли, к сожалению, актуальны до сих пор. Этот момент не отражен в спектакле. Создавая постановку для детей, Екатерина Максимова совершенно справедливо решила отфильтровать все «взрослое». Итогом ее работы стал отличный детский спектакль.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика