В ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Зима, когда я вырос»

Елизавета Ронгинская. Журнал "Город 812", 06.05.17

В ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Зима, когда я вырос», поставленного по книге современного голландского писателя Петера ван Гестела. Ядро сюжета составляет история детей, детство которых выпало на 1947 год. Они познают мир и учатся анализировать и чувствовать. Послевоенный Амстердам; взрослые, которые не могут справиться с потерей близких; сломанные судьбы. И на другом полюсе — дети, которые пытаются радоваться жизни, учиться добру и дружбе. Настоящее и будущее людей полно прошлым, и переосмыслить жизнь пытаются все – как взрослые, так и дети. Книга «Зима, когда я вырос» впервые появилась на театральных подмостках – эта заслуга молодого режиссера, выпускника курса Сергея Женовача, Артема Устинова. В команде с режиссером работали художники Алексей Порай-Кошиц и Игорь Каневский, декорации которых задали смысловой вектор спектакля. Зима – это перманентное состояние, в котором пребывают все персонажи. Они периодически «оттаивают» и становятся безудержно веселыми и по-детски наивными, но ненадолго. Знание прошлого и теплая память о близких позволит детям крепко стать на ноги и смотреть в будущее, не оглядываясь, но они придут к этому не сразу. Большая сцена ТЮЗа покрыта снегом, поэтому дети часто появляются на санках, и это мгновенно вызывает ассоциации с блокадным Ленинградом. Велосипеды тоже в ходу, и герои разъезжают по сцене, в безудержном движении пытаясь поймать разбегающиеся мысли. На огромном проекторе черно-белые картинки сменяются изображениями в сепии. Эти картинки сделаны по мотивам иллюстраций к книге, выпущенной в России в 2013 году. Они перелистываются, словно страницы в книге, а герои оказываются ожившими персонажами. Цвет рисунков задает эмоциональное состояние окружающих, для которых нет полутонов: мир представляется черным или белым. Точка зрения Томаса, от лица которого ведется рассказ, превалирует в спектакле. Поэтому взрослые образы даны несколько утрированно, а границы между правдой и вымыслом – условны. Так, Анна Дюкова играет тетю Йос, мужа которой убили. Детям она представляется некой фантастической сумасшедшей, загадочной волшебницей с магическим шаром в руках. Актриса прекрасно справляется с ролью, воплощая образ беззащитную женщину, болезненно уверенную в том, что беды еще не закончились. Никита Марковский играет десятилетнего Томаса, постепенно превращающего из мальчика в юношу. Герой взрослеет за счет тех страданий, которые с ним происходят – сначала он теряет маму, затем расстается с отцом, а после – с другом. В сцене чтения письма Звана (Олег Сенченко) артисту удается с полной непосредственностью показать всю глубину переживаний мальчика. Постепенно его плач перерастает в радостный крик – ведь благодаря любви и привязанности – он чувствует себя одним целым с миром и людьми. Светлый и искренний спектакль рассказывает о настоящей дружбе и важных этапах взросления ребенка.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика